Св горы афон. Святая гора Афон (Фото)

Сегодня тысячи паломников и туристов из России устремляются к географическим, историческим и духовным артефактам, находящимся в самых разных уголках Европы и Азии. Обольщаясь многочисленными рассказами, временами, граничащими с откровенными баснями, россияне забывают о собственно русских святынях. Одним из таких благочестивых мифов наших дней является особая роль горы Афон — своеобразной монашеской республики, благодаря которой держится «неповрежденное восточное православие», а мир сохраняется от окончательного падения во грех. Так это или нет, нам рассказывает один из иноков, проживших на Афоне более 7 лет.

Доброго здоровья. В последние годы информацию о состоянии дел в греческой церкви приходится черпать из противоречивых источников, которые не всегда отличаются точностью и добросовестностью. Что на самом деле представляет собой нынешняя греческая церковь?

Нынешнее греческое «православие» уже давно не представляет собой единой конфессии или Церкви, но разделено на несколько направлений. Наибольшее влияние в современной Греции имеют так называемые новостильники и старостильники . Новостильники представляют собой единое религиозное объединение. Они подчиняются синоду Элладской Церкви и соответственно афинскому архиепископу и поминают как предстоятеля церкви вселенского (константинопольского — прим. редакции ) Патриарха. Новостильники находятся в евхаристическом общении с остальными поместными церквями и патриархатами, состоят в экуменическом Всемирном совете церквей.

Вторая часть греческого православия представлена старостильниками , которые, к сожалению, не представляет собой единого целого. Сегодня существует четыре основных синода старостильных церквей, которые не имеют между собой евхаристического общения. Разделение между старостильными церквями имеет под собой разные причины. Иногда это связано с некоторыми новшествами, вводимыми старостильными синодами, иногда с вопросам канонического характера или конфликтами. На мой взгляд, разделение в старостильных церквях связано с личными амбициями архиереев . Они имеют все возможности соединиться, но не прилагают к этому должного стремления. В последние годы все чаще наблюдается обратный процесс.

Новостильники, обладая количественным преимуществом, будучи более равнодушными к вероисповедальным частностям, постепенно поглощают слабые части старостильных деноминаций. Что касается количественного соотношения новостильников и старостильников, то, безусловно, количество посещающих новостильные храмы больше в несколько раз. Однако количество архиереев в новостильных и старостильных синодах приблизительно равное.

Интересно, что на церковную жизнь современной Греции практически не оказывают влияния греко-католики. Их сейчас там совсем немного. Причина этого в том, что новостильники фактически заняли место некогда распространенных униатов. Сегодня новостильные храмы все больше похожи на греко-католические. Так, во многих греческих церквях сегодня установлены не стасидии (специальные лавки по периметру церкви), а кресла, как в католических костелах или концертных залах. К тому же греческие архипастыри давно служат с католическими бискупами. Это ни для кого не секрет. Вселенский патриарх неоднократно сослужил с римским папой и никого это не удивляет. Поэтому никакого смысла в существовании униатов греко-католиков уже нет.

Современный принцип католического экуменизма имеет несколько иное основание, нежели униатские движения прошлого. Главное, что требуется, — признавать верховную духовную власть или хотя бы находиться в составе организации, а название церкви, частности ее вероисповедания никакого значения не имеют.

Что можно сказать по поводу общецерковного, народного благочестия в современной Греции?

Народно-церковное благочестие в Греции медленно, но верно нивелируется, растворяется в общеевропейской культуре. Отчасти это связано с большим количеством приезжих. В 80-х годах в Грецию приехало множество албанцев. Это делалось под видом помощи малоимущим жителям соседней страны. С появлением Евросоюза в Грецию едут представители Пакистана, африканских стран. Культурная идентичность греков стала теряться после вступления страны в НАТО, еще больший удар нанесло вступление Греции в Евросоюз. В перспективе — принятие евроконституции. По-видимому, старая греческая конституция, основанная во многом на канонах церковного права, будет отменена. Это может окончательно подорвать традиции народного благочестия. Сегодня, например, после рождения ребенка должно состояться его крещение. На основании документа о крещении выдается свидетельство о рождении. Та же ситуация с таинством брака. Церковный документ о венчании несут в муниципалитет. Там регистрируется факт брака.

Что касается непоредственно авторитета духовенства и церковных институтов в Греции, то в новостильной церкви он не высок. В последние годы в средствах массовой информации широко освящаются многочисленные случаи злоупотреблений и откровенных преступлениях в церковной среде. Отдельные представители епископата были обвинены в наркоторговле, работорговле. Общество ужаснулось, когда узнало факты организации пунктов содержания и торговли рабами в монастырях, принадлежащих греческой новостильной церкви. Оттуда живой товар распродавался по всему Средиземноморью.

Конечно, на распространение греха влияют и так называемые общеевропейские ценности, оправдывающие самые разные пороки. Священник с амвона может говорить о грехе одно, а преподаватель в школе — совершенно другое.

Имеются ли богослужебные различия между старостильными и новостильными церквями?

Если говорить о богослужебных книгах и основных священнодействиях, то здесь никаких различий нет. Существенные различия обретаются в самом подходе к исполнению таинств, например, в подготовке к Евхаристии, к крещению, в исполнении таинства покаяния и епитимии. У новостильников многое упрощено, существенные требования по подготовке к совершению Литургии не исполняются. Ну и, конечно, главное догматическое различие — это участие представителей других конфессий в службе. Католический епископ может спокойно придти в новостильный храм, отстоять в алтаре литургию, а затем причаститься с остальными священнослужителями.

Рассказывают, что в среде греческого духовенства распространено табакокурение, это так?

Насколько широко в среде греческого духовенства распространено курение — сказать сложно. Однако это факт известный и никем не скрываемый. На улице или в кафе можно встретить священника с сигаретой. Взыскание за это не предусмотрено и епитимия не накладывается.

В России сложилось впечатление, что Афон — это почти сказочный остров, населенный праведниками. Что богоугодными трудами его молитвенников, отшельников и затворников держится православная ойкумена, а то и весь мир. Все большую популярность получают туристическо-паломнические путешествия на Афон. Сегодня почти любой желающий может посетить знаменитые афонские монастыри, пообщаться с затворником, пожить в пещере отшельника. Что же на самом деле представляет собой современный Афон?

Как выразился один мой хороший знакомый:

«Современный Афон представляет собой страшный духовный локомотив, который тянет за собой вниз не только Грецию, но и сопредельные страны с исповеданием восточного православия: Сербию, Болгарию и даже Россию».

По давней традиции у верующих этих стран было безграничное доверие к религиозному авторитету Афона. Когда возникали споры или недоумения, часто ждали, что скажет Афон?

Сегодня древний авторитет Афона играет роковую роль. Приезжают люди на Афон. Для внешнего зрителя все выглядит замечательно. На всем Афоне старый стиль. Для религиозно неграмотного человека это главный критерий. В афонских монастырях очень длинные, в том числе ночные, службы, по 8-12 часов. Строго соблюдается богослужебный и бытовой монастырский уставы. Это производит большое впечатление на приезжих. Особенно на гостей из России и иных стран, где исковерканная и сокращенная служба давно стала привычным явлением.

Но эти внешние впечатления ошибочны. Подавляющее большинство нынешних афонских монастырей признает равночестными как старый, так и новый календарные стили. Вот, например, начался рождественский пост. На Афоне он начинается по старому стилю — на две недели позже, чем в остальной Европе. Наступило Рожество Христово по новому стилю. Если афонский монах или иеромонах в этот период выезжает на материковую Грецию, то он спокойно, с разрешения своего игумена, идет в новостильный храм и служит там службы Рожества. Хотя на Афоне еще предстоят две недели поста. Заканчиваются новостильные празднества, монах возвращается на Афон, постится оставшееся время и отмечает старостильное Рожество: второй раз разговляется, второй раз празднует. Все это там называется церковной «икономией», снисхождением, прощением канонов ради единства церковного мира и любви. А на самом деле — это не икономия, а «параномия» — грубое нарушение церковных правил и традиций.

Все афонские монастыри, кроме обители Есфигмену, поминают в своих молитвах вселенского патриарха, который давно находится в молитвенном и евхаристическом общении с римским папой. По этой причине братия монастыря Есфигмену не имеет общения с остальными обителями Афона и не участвует в работе Кинота — церковного совета монастырей Афона, своеобразного правительства острова.

По моему мнению, традиции Афона держатся исключительно за счет этого монастыря. Прочие же монастыри Афона, не меняя календарного стиля и внешнего в богослужении, готовы признать любую духовную власть. Отчасти это связано с финансовыми потоками, с некоторых пор хлынувшими на остров. Туристический бизнес тоже не заинтересован в сохранении подлинных афонских традиций иноческого уединения.

В последние годы официальные афонские власти делали несколько попыток изгнать из монастыря Есфигмену иноков с помощью осады и полиции. В 2006 году была создана подставная монашеская община. Она была зарегистрирована и торжественно признана афонским Кинотом как официальная община монастыря Есфигмену. Это необходимо было для того, чтобы принимать разного рода решения, в которых должны участвовать все обители острова. Нынешний настоятель монастыря уже много лет не принимает никакого участия в делах Афона. Да и какой диалог возможен с еретиками? Только монолог.

Не только Есфигмен, но и некоторые отшельники острова, живущие в кельях, перестали поминать вселенского патриарха и прервали общение с официальными монастырями Афона. Есть и такие насельники острова, которые, уподобившись российским беспоповцам, полагают, что истинного священства уже нет, вся иерархия впала в ересь. Конечно, посетители острова из разных стран мира не в курсе этой ситуации и для них обители Афона являют собой некий вероисповедальный монолит, оазис правоверия. Но этот далеко не так.

Сегодня монастыри Афона активно включились с освоение транснациональных финансовых средств. В последние годы не только Греция выделяла средства на восстановление Афона, но и Евросоюз, и даже Ватикан. Некоторые выделенные суммы исчезают бесследно. Например, для восстановления обители Есфигмену были выделены крупные средства, которые монастырь не принял, а деньги, тем не менее, исчезли. Многие церковные деятели Афона обвинены в финансовых и земельных махинациях. Во всех монастырях построены многозвездочные гостиницы, оборудованы VIP-номер, лифты на три-четыре этажа и многое другое.

На мой взгляд, постепенная апостасия греческой церкви связана с сильным западным влиянием, которое столетиями, начиная с XII века, оказывало тлетворное влияние на все стороны духовной и церковно-административной жизни. Это было планомерное уничтожение православия. Ставились задачи, время решения которых не исчерпывалось жизнью одного-двух поколений. Они были рассчитаны на века.

Если верить пророчествам, то с окончательным принятием ереси Афон погибнет, а сама гора уйдет под воду. По завету Богородицы, конец Афона почувствует каждый, кто будет творить волю Сына Божия. Видимо, не надо ожидать других особых знамений, например, исчезновения Иверской иконы и т. п. Можно подумать, что пока икона на месте, правоверию ничего не угрожает. «Кто будет творить волю Сына Моего, тот поймет это в любом месте Афона», — и тогда придется собирать вещи и уходить оттуда, потому что пришел горе конец. А косвенных свидетельств упадка Афона более чем достаточно.

Что можно сказать об иноческой жизни на современном Афоне?

В России многие монашеские традиции, иноческая преемственность утрачены. Старые традиции уничтожены вместе с поколением иноков в годы большевистских гонений. Современное российское иночество, вне зависимости от конфессионального подчинения, молодое. Монастыри больше похожи или на туристические центры, или на колхозы. А на Афоне мне приходилось находиться в окружении старцев, подвизающихся в иночестве 30-40 лет. Инок со стажем 7-10 лет в такой среде считается молодым. В других местах людей с таким стажем и опытом иноческого жития трудно встретить, почти невозможно. Такой срок жизни инока подразумевает большой опыт. Когда находишься в обществе таких старцев, это воодушевляет. Но нынешние афонские старцы, которые прожили на острове десятки лет, говорят: «Мы на черепки пришли, а уж вам ничего не осталось…»

Общаясь с пожилыми иноками, интересно узнать, как жил остров 20-30 лет назад. Они пришли на Афон, когда туда не ходил корабль, когда не было ни одного магазина, ни одной машины. Если договорился с каким-нибудь рыбаком, он мог довезти до острова, высадить где-нибудь, и оттуда уже должен идти сам, искать пристанище. Сейчас Афон — это два туристических корабля, такси по всему периметру.

Для удобства туристов есть автобусы, которые идут до перевала. От перевала по острову идут микроавтобусы, они развозят по монастырям. Даже в последние годы на острове происходят разительные перемены. Я прожил на Афоне семь лет и видел, как все меняется. Мне пришлось жить на Каруле, это отшельническое место. У подножия горы живут только келлиоты. Больших поселений там нет. Живут по два-три человека. В 2000 году у местных отшельников и понятия не было о мобильном телефоне, солнечной батарее и, тем более, Интернете.

А когда я покидал Афон, только на Каруле было три выхода в Интернет. Когда первый отшельник завел мобильный телефон, то прятал его, стыдился, что засмеют. А сейчас уже у всех все есть. Конечно, это признак явного упадка. Если раньше отшельнику, чтобы принести что-то себе в келью, нужно было идти через горы, нести тяжелую поклажу, то сегодня все можно заказать по телефону: продовольствие, свечи, ладан, ингредиенты для его изготовления. Все привозят на корабле, остается только расплатиться. Конечно, ревнующим о благочестивой жизни приходится уходить с острова.

Мы жили на Каруле, и там живет последний серб, постриженик старцев начала XX века. Он фактически последний, имеющий преемственность старых поколений иноков. Нам, молодым, проще — мы снялись с места и ушли, а ему, прожившему на острове около 40 лет, уже некуда идти. Думаю, что еще из-за таких последних остальцев афонской традиции остров сохраняется, по милости Божией. Они умрут, и на них все закончится. А молодым инокам придется делать выбор: или оставаться в этой неблагочестивой атмосфере, жить экспонатом в туристическом центре, или искать другое прибежище.

Этот печальный сценарий был опробован в монастырях Метеор. Туда невозможно было попасть иначе, как с помощью специального подъемника, который опускали монахи. Но и до них добрались. Построили дорогу. Теперь там нет ни одного полноценного монастыря. Вернее, монастыри, как памятники, остались, а большинство монахов ушли в 70-е годы XX века. Многие иноки перебрались на Афон. А сейчас настала очередь Афона…

Появление старостильных церковных объединений в Греции связано с расколом Церкви Эллады, произошедшим вследствие неприятия частью духовенства и мирян введения в Греции нового Грегорианского календаря (10 марта 1924 года). Инициаторами движения за сохранение богослужения по старому календарю (старому стилю) в 1925 году стали миряне, создавшие объединение «Ассоциация православных» (секретарь Совета Правления Перикл Гетурис). Их поддержали монахи Афона, а затем и ряд видных представителей духовенства. В 1926 году ассоциация была преобразована в «Греческое религиозное общество истинно-православных христиан». Количество приходов этого объединения достигало 800. В мае 1935 года официальную Элладскую Православную Церковь покинули три епископа и образовали с четырьмя вновь рукоположенными иерархами Синод Истинно Православной Церкви Греции (Председатель Синода с 25 мая 1935 по 30 июня 1937 года — митрополит Герман Димитриадский). В конце 30-х годов в старостильной Церкви произошёл раскол на две ветви. Позже в среде старостильников произошло еще несколько разделений. С 1970-х годов старостильные церкви ведут переговоры об объединении, но успехов в этом процессе пока не наблюдается.

Гора Афон, которую называют Святой горой, находится на одноименном полуострове. Ее высота составляет 2033 метра. Под юрисдикцией Константинопольского Патриархата на афонском полуострове находятся около двадцати монастырей. Верующие почитают Афон, как земной удел Богородицы

Согласно данным за 2001 год в монастырях Афона живут 2262 человек. Афонские монахи пользуются юлианским календарем.

По афонскому уставу на территорию полуострова не должны приезжать женщины. Запрет на въезд касается также животных женского пола.

Паломников восхищает местная природа: горные ручьи, живописное побережье, цветущие деревья. Обширная территория святой горы славится прекрасными пейзажами.

Афон

Афон - самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей.

Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (из которых, как правило, состоят скиты), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере).

Таким увидел Афон Владимир Ходаков.

Зограф

Зограф относится к болгарским монастырям Святой горы. Его насельники, афонские монахи, как правило, славяне. Монастырь посвятили святому Георгию Победоносцу и в иерархии местных монастырей стоит на девятом месте. Зограф переводится как «живописец». Монастырь был основан Львом Философом и расположен практически на побережье – в трех километрах от моря.

Во времена Михаила Палеолога Зограф не стал присоединяться к унии с Римом и за этот отказ в монастыре мученически погибли насельники обители.

В соборном храме хранятся афонские святыни – иконы великомученика Георгия, написанные в разные времена.

Ставроникита

Ставроникита – монастырь X века, он расположен на востоке полуострова. В иерархии горы Афон он находится на пятнадцатом месте. Существует легенда о том, что на месте устроения монастыря когда-то жил отшельник по имени Никита, который занимался изготовлением крестов. Ставроникита в переводе означает «крест Никиты». Во времена крестовых походов первая обитель, посвященная Иоанну Крестителю, была разрушена. Но при Патриархе Иеремии I древнюю обитель восстановили. На территории монастыря была обретена одна из редчайших икон Николая Чудотвторца, поэтому современный монастырь посвящен святому Николаю.

В библиотеке монастыря находится более ста семидесяти рукописей. Гора Афон хранит уникальные библиотеки. В местной — около двух тысяч пятисот напечатанных книг. Кафоликон монастыря украшен удивительными фресками, над которыми трудился сам Феофан Критский. Особо стоит отметить редчайшие монастырские святыни: частицы мощей православных святых, частица Креста Животворящего и древний образ Николая Чудотворца, которую обрели в пучине моря.


Скит святой Анны

Скит святой Анны, матери Богородицы – самый крупный монастырь Афона. Это древнейшая обитель с самым строгим уставом и сонмом новомучеников, пострадавших за Церковь в период турецкого владычества. Скит находится в подчинении у Великой Лавры.

В ночь накануне причастия насельники монастыря святой Анны обычно не спят, во время Великого Поста не покидают монастырь, а иеромонахи не служат вне пределов Святой горы. Главная святыня обители – стопа святой праведной Анны. Здесь молятся о бесплодных парах, мечтающих о младенце. Гора Афон всегда считалась особым местом, где возносились самые горячие молитвы о появлении ребенка у бездетных супругов.

Кириакон монастыря при Вселенском Патриархе Дионисии III. В XVIII веке его отреставрировали благодаря старцу Филофею Пелопонесскому. Иконописцы Филофей и Афанасий расписали кириакон. Колокольню здесь возвели в 1774 году. Многие современные подвижники и старцы нового времени подвизались именно в этом скит: архимандрит Херувим, основатель обители Параклита и его ученики, распространявшие христианскую веру по всей Греции.

Пантократор

Монастырь Пантократор находится в северо-восточной части полуострова вблизи Кареи. Он стоит на 50-метровом холме. В соборе монастыря – древнейший иконостас горы Афон.

Пантократор – это греческий термин, который обозначает иконографический тип Спасителя как Спаса Вседержителя, Царя и Судии. Это один из самых древних Христа.

В диптихе монастырей Святой горы Пантократор на седьмом месте.

Карея

Карея или Карье (славянское обозначение) – столица Афона. Это – административный центр местного монашеского государства. У этого государства особые правила и устав, насчет некоторых из них до сих пор ведутся споры: так многих возмущает то, что на полуостров не могут прибыть паломники женского пола. Не все верующие согласны с таким строгим ограничением. Карея — поселение в глубине полуострова, которое основали в IX веке. Именно здесь находятся как Священный Кинот, так и Священная Эпистасия. Здесь растет много орешника, поэтому столица и названа в честь орехового дерева. Здесь около двадцати представительств всех афонских монастырей. Гора Афон славится разнообразием флоры.

Храм Протата (храм Успения Богородицы), также заложенный в IX веке – центральный собор административного центра. Это базилика без купола, три нефа которой образуют собой крест. Фрески Мануила Панселина украшают храм. Его также расписывали представители знаменитой критской школы.

Неподалеку от храма – библиотека Священного Кинота, где хранится более сотни исторических рукописей и Аргос – шкура козла с первым Типипоком. Святогорские монахи получили его от императора Иоанна Цимисхиема в 972 году.

Во время больших праздников местные монахи-келиоты вместе молятся в протатском соборе. Они несут различные послушания: плотничают, шьют монашеские одеяния, производят ладан и.т.д.

Здесь же располагается церковная школа: гимназия и лицей.

Среди святынь Кареи – чудотворная . В Типикарницу эту икону когда-то привез Савва Сербский. Ранее она находилась в Лавре преподобного Саввы Освященного.

Здесь же, в небольшой келье, редчайшая и уникальная икона Божией Матери «Достойно есть», которая упоминается в древнем предании. Считается, что однажды афонский старец решил выслушать Всенощное бдение в Карейском соборе. А его послушник оставался в келье. Внезапно в келье раздался стук. Послушник открыл дверь и увидел человека в монашеском одеянии. Послушник ввел незнакомца во храм и они стали петь древнюю песнь святого Космы Маюмского, но незнакомец поменял слова на «Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».

Растрогавшись, послушник попросил незнакомого монаха записать слова этой песни, но у него не нашлось чернил. Тогда незнакомец спросил, есть ли каменная плита. И перстом своим высек слова песни на плите. Камень под его ладонями смягчался как воск. Вернувшись, пораженный старец поместил этот камень в Протат, а икона, перед которой была исполнена дивная песнь, перенесена в Соборный храм.


Иверский монастырь (гора Афон)

Греческий монастырь, находящийся на третьем месте святогорской иерархии. Обитель основали грузины в 980 году. Именно гора Афон и Иверский монастырь хранят почитаемую нашими соотечественниками Иверскую икону Божией Матери.


Хиландар

Хиландар – монастырь, стоящий четвертым в иерархии Святой горы. Он находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но и Сербская Православная Церковь поддерживает эту обитель духовно. Монастырь расположен на северо-востоке полуострова. Его основали в 1197 году сербский архиепископ Савва и князь Стефан, но в 2004 года монастырь охватил страшный пожар, оставив за собой многочисленные разрушения. Половина строений Хиландара была уничтожена огнем. Библиотека, несколько часовен и ризница не пострадали.

Сейчас в обители подвизаются около 70-и монахов. После чудовищного пожара, к счастью, уцелела уникальная библиотека афонского монастыря, где хранятся древние рукописи и уникальные печатные тексты. .

Среди особо почитаемых – частица Тернового Венца Спасителя, Плащаница Иисуса, икона Богородица «Троеручица», икона «Млекопитательница», икона Божией Матери «Акафистная» и жезл Саввы Освященного, ковчеги с мощами святых.

Чтобы посетить монастырь паломники получают специальную визу на Афон, которая называется диамонитирион. Она дает право попросить о ночлеге в любом монастыре Святой горы Афон при наличии свободных мест. До Хиландара можно добраться на катере из поселка Иериссос.

Паломники со всего мира приезжают послушать удивительное пение афонских монахов, помолиться перед древними святынями и увидеть удивительные красоты греческого полуострова, на который не пускает женщин, что, кстати, рождает многочисленные споры о целесообразности таких строгих правил. Тем не менее устав местных монастырей остается чрезвычайно консервативным, а гора Афон по прежнему привлекает паломников.

Страна моя Афон!
Мой милый полуостров!
Ты в грудь мою вонзен
Своей вершиной острой!

Зачем меня рассек
На две неравных доли?
Одна - любви комок,
Другая - сгусток боли!

Иеромонах Симеон

Святая гора Афон - крупнейшее в мире средоточие православного монашества, почитаемое как земной Удел Богородицы. Это одно из мест, постоянно излучающих незримое духовное сияние.

Общая информация

Столица: Карье (Карея).
Управление: Суверенитет Афона закреплен Лозаннским договором 1923 года, а с 1926 года полуостров входит в состав . Автономное монашеское государство Святой Горы представляет собой самоуправляемое сообщество, состоящее из 20 православных монастырей и опирающееся на положения первого Устава Святой горы(«Трагоса»).
География: Полуостров Святой горы занимает крайнюю восточную оконечность полуострова Халкидики. Местный рельеф представляет собой постепенный переход в юго-восточном направлении от низменности к скалистой горной цепи, которая заканчивается пирамидой (высота - 2033 м).
Площадь: 335,63 км2
Климат: Субтропический (средиземноморский). На полуострове мягкая дождливая зима и довольно жаркое лето. Снег выпадает сравнительно редко и быстро тает. Основным источником питьевой воды являются ручьи, стекающие с гор.
Население: 2262 чел (2001 год)
Плотность населения: 6,7 чел/км2
Особенности: На Афоне повсеместно используется юлианский календарь, в том числе в административных документах. Святая Гора является . Женщинам въезд на территорию « монашеской республики » запрещен.

Афон - полуостров, увенчанный одноименной вершиной горы. Это место непрестанных молитв Богу. На территории уникальной монашеской республики, население которой представлено исключительно мужчинами, расположены 20 монастырей и 12 скитов.

Святая гора является центром православного мира, средоточием его бесценного богатства. В монастырях хранятся рукописи и иконы, мощи и реликвии святых (в том числе часть мощей Ивана Крестителя и останки Марии Магдалины), и даже часть креста, на котором распяли Иисуса.

Происхождение названия

Существуют различные легенды и мифы, объясняющие происхождение названия «Афон». Но только две легенды получили повсеместное распространение. Согласно одной из них, в очень давние времена произошла война за обладание между богами-олимпийцами и полубогами-титанами. И во время этой войны мифический фракийский гигант Афон бросил камень в Посейдона. Камень упал в воды и превратился в полуостров. А другая легенда гласит, что Посейдон в смертном бою победил Афона и похоронил его под горой в море. И эта гора получила свое название в честь храбро погибшего гиганта.

Название же «Святая Гора» впервые упоминается в официальной грамоте императора Алексея Комнина монастырю Великая Лавра (1144 год): «Отныне называться Афону Святой Горой всегда». А христианское придание повествует о событиях давних времен, когда Дева Мария с апостолом Иоанном Богословом путешествовала на корабле, который бурей прибило к берегу полуострова. Богородицу так поразили красота этого места и благоприятный климат, что она попросила у Бога полуостров себе в удел, как свое земное пристанище. С тех пор Святая Гора также считается «садом» Богородицы, пристанью для желающих спастись.

Афон притягивает паломников со всего мира, прежде всего, как оплот Православия. Благословенная Святая Гора - это место тысячелетнего подвига монахов, которые сберегли по сегодняшний день и передают истинную Православную веру в первозданной чистоте.

Монастыри

На Святой Горе расположено 20 монастырей, каждый из которых обладает статусом патриаршей ставропигии. В связи с имущественно-правовыми привилегиями основание новых монастырей запрещено. Монастыри принято делить на пять групп:

Это деление связано с тем, что каждый год представители монастырей одной из групп составляют Священную Эпистасию, то есть исполнительную власть Афона. Также ежегодно все монастыри избирают представителей, входящих в состав Священного Кинота, верховного органа самоуправления монашеской республики.

На территории Святой Горы, помимо монастырей, расположены 12 скитов (поселения, схожие с монастырями, но не имеющие этого официального статуса), а также келлии (обширные поселения монахов, со значительными участками земли), кафисмы (одиночные поселения), исихастерии (обители тех, кто стремится к абсолютному уединению).

Кроме монастырей и монашеских поселений, на Святой Горе находится богословское училище «Афониада», функционирующее в Карее с 1749 года.

Русские на Афоне

Начало присутствия на Святой Горе «русских» монахов положил преподобный Антоний Печерский (983-1073) . Он отправился к средоточию православной веры и, пробыв здесь долгое время, сам стал наставником для братий. Тогда игумен отправил его на Русскую землю донести людям христианскую веру. И преподобный Антоний прибыл в Киев, где основал Печерский монастырь, ставший истоком русского монашества.

Первое документальное свидетельство о появлении русского монастыря на Афоне достоверно относится 1016 году. Точных данных о месторасположении монастыря не сохранилось, однако косвенные свидетельства указывают на обитель «Ксилургу». Много времени прошло с тех пор и многое изменилось, но начиная с 1870 года, окончательно русским был признан Свято-Пантелеймонов монастырь.

И по настоящее время русская обитель на Афоне является значительной силой, ведущей религиозно-просветительскую деятельность и оказывающей сильное влияние на русское православие. Именно поэтому поток паломников из России, стремящихся душой коснуться истоков истинной веры, не иссякает.

Одним из великих христианских подвижников, сразу по приезду на Святую Гору выбравший русский монастырь Святого Пантелеимона и оставшийся здесь навсегда, был преподобный . И ему, тогда еще молодому послушнику, дано было познать великую тайну Бытия. Почитается в Православной Церкви как святой в лике преподобных.

Паломничество

Для страждущих ступить на землю Святой Горы и прикоснуться к истокам истинной веры существуют строгие правила, соблюдение которых неукоснительно выполняется всеми паломниками. На Афон могут прибыть только мужчины любых религиозных верований, которые предварительно должны получить разрешение (диамонитирион). Православным клирикам также нужно дополнительное разрешение, выдаваемое Вселенским патриархатом. Женщины на территорию «земного удела Богородицы» не допускаются, даже несмотря на призывы Евросоюза установить гендерное равенство.

Но есть в Греции монастырь, где в строгом соответствии с афонскими правилами живут монахини. Сюда приезжают, в первую очередь, женщины, которым недоступна святая земля Афона. Находится женская обитель в селении Суроти, а основал ее афонский старец - , который до самой смерти опекал и помогал монахиням мудрым советом. Он был похоронен за его стенами и многие паломники стремятся поклониться святым мощам, обладающим чудодейственной силой.

Пребывая на Святой Горе, паломники должны носить одежду неярких расцветок, прикрывающую ноги и плечи. Запрещено купаться, загорать, громко разговаривать и сквернословить. Во время проживания в монастырях, каждый паломник должен придерживаться распорядка дня, общего для всех монахов полуострова.

Для осуществления фотосъемки в монастырях нужно испросить разрешения, обычно, препятствий монахи не чинят, но фотографировать жителей Афона крайне не рекомендуется. Видеосъемка же категорически запрещена, поэтому, собираясь в паломничество на Святую Гору, не стоит брать с собой видеокамеру.

Святая Гора скрывает в себе особую тайну жизни и необыкновенную силу к возрождению. И многие паломники после посещения этих мест обретают духовный покой и внутреннюю полноту.

Афонский полуостров – восточный «палец» полуострова Халкидики, расположенного на северо-востоке Греции . Он протянулся примерно на 60 км на юго-восток. Ширина его в среднем по прямой колеблется от 10 до 14 км, однако горный рельеф делает извилистые дороги от одного побережья до другого значительно длиннее. На юго-восточной оконечности полуострова возвышается сама гора Афон (2033 м).

Святая Гора Афон – Сад Богородицы – православная монашеская республика

Святую Гору называют земным уделом или Садом Пресвятой Богородицы согласно преданию, которое говорит, что Богоматерь путешествовала на корабле вместе с апостолом Иоанном из Палестины на Кипр, чтобы посетить Лазаря, воскрешённого Господом, и страшный шторм заставил их высадиться на Афонский полуостров, в том месте, где сейчас находится Иверский монастырь. Богородица была восхищена местной природой и попросила у Сына и Бога Своего благословить эту землю и защитить всех тех, кто на ней проживает. В ответ послышался голос с неба, говорящий: «Мать моя, всё то, что ты попросила и за что помолилась, будет так навсегда, если и они будут блюсти мои заповеди. Отныне место это будет твоим уделом, и садом твоим, и раем, и причалом спасения для тех, кто хочет спастись. » Потому с тех пор и считается, что Святая Гора находится под покровом и защитой Божией Матери.

Уже с IX века Афон стал значительным монашеским центром. Византийский император Василий I в 885 году своим хрисовулом (императорской грамотой, скреплённой золотой печатью) определил Афонский полуостров как место исключительного проживания аскетов. Однако предания святогорских монахов и некоторые исторические тексты свидетельствуют о том, что Сад Богородицы был населён отдельными монахами ещё с IV века.

Запрет на посещение Афона женщинами

Существует сказание о том, как в 422 году Плакидия (дочь императора Феодосия Великого) прибыла на Афон, чтобы поклониться его святыням. Однако, подойдя к храму, услышала она голос Пресвятой Богородицы, повелевавший ей немедленно покинуть полуостров. «Отныне нога женщины да не ступит на землю Святой Горы», - сказала Пречистая Богородица. Именно с этого времени существует запрет на посещение Афона женщинами.

Установление монашеского государства на Афоне

Первый Устав (так называемый Типикон) Святой Горы быыл подписан в 972 году византийским императором Иоанном Цимисхием и преподобным Афанасием Афонским и до сих пор определяет функционирование Афонского монашеского государства. В X вере здесь были основаны первые крупные монастыри, а к XI веку монашеская жизнь на Афонском полуострове полностью сформировалась.

Гора Афон постепенно была переименована, начиная с 985 года, в «Святую Гору» из-зи святости жизни, к которой стремились проживающие здесь монахи. В 1045 году это новое название было утверждено императором Константином IX Мономахом, издавшим Второй Типикон Афонского монашеского государства, в котором уже официально употреблялось название «Святая Гора».

Монастыри Святой Горы Афон

Сегодня Святая Гора состоит из 20 монастырей , которые классифицируются согласно следующему иерархическому порядку:

  1. Великая Лавра
  2. Ватопедский монастырь (Ватопед)
  3. Иверский монастырь
  4. Хиландарский монастырь (Хиландар)
  5. Дионисиев монастырь (Дионисиат)
  6. Кутлумушев монастырь (Кутлумуш)
  7. Пантократоров монастырь (Пантократор)
  8. Ксиропотамов монастырь (Ксиропотам)
  9. Зографов монастырь (Зограф)
  10. Дохиаров монастырь (Дохиар)
  11. Каракалов монастырь (Каракал)
  12. Филофеев монастырь(Филофей)
  13. Симонопетров монастырь (Симонопетра)
  14. Монастырь Святого Павла
  15. Ставроникитский монастырь (Ставроникита)
  16. Ксенофонтов монастырь (Ксенофонт)
  17. Григориев монастырь (Григориат)
  18. Эсфигменов монастырь (Эсфигмен)
  19. Свято-Пантелеймонов монастырь
  20. Костамонитов монастырь (Костамонит)

Все монастыри в настоящее время общежительные, то есть жизнедеятельность, работы, молитва, питание и проживание являются общими для всех монахов. В прошлом существовали и идиоритмические монастыри, в которых питание и работы регламентировались индивидуально, согласно личным потребностям иноков.

Каждым монастырём руководит свой настоятель (игумен), пожизненно избираемый братией обители. Игумен выполняет свои обязанности при поддержке Герондии (совета старцев монастыря).

Управление на Святой Горе Афон

Настоятели всех монастырей Святой Горы образуют Священный Синаксис (собрание), который осуществляет законодательную власть. Обители каждый год избирают своего представителя (антипросопа) в Священном Киноте, являющемся органом административной власти. Кроме того, все монастыри поделены на пять четвёрок, которые ежегодно, по очереди, избирают своего антипросопа, участвующего в работе состоящего из четырех лиц органа исполнительной власти, называемого Священной Эпистасией.

Члены Священного Кинота и Священно Эпистасии проживают в Кареях - столице Афонского монашеского государства.

Cкиты, келлии, каливы, кафизмы и исихастирии

Двадцати главенствующим монастырям принадлежит вся территория полуострова и все остальные монашеские поселения Святой Горы: скиты, келлии, каливы, кафизмы и исихастирии (пустыни).

Скитом называется меньших размеров монашеское поселение, подчинённое монастырю. На Святой Горе имеется 12 скитов, как общежительных, так и идиоритмических. Соборный храм скита называется кириаконом. Управляется он дикеем (справедливым), послушание, через которое по очереди проходят все старцы входящих в скит калив.

Келлии - это монашеские жилища, также имеющие свой храм. Управляющим келлии является старец, который владеет правом сбора урожая со всех пахотных земель, окружающих её. Все келлии подчинены монастырям, они имеют свой распорядок служб и послушаний, определяемый старцем. Старей и подчинённая ему братия живут главным образом как единая, закрытая семья, занимающаяся различными видами деятельности, а именно сельскохозяйственными работами, иконописью, изготовлением чёток, ладана и др.

Каливы представляют собой монашеские жилища, в совокупности составляющие скит. Проживающие в них иноки также пронизаны семейным духом и живут своими личными трудами.

Кафизма - это небольшие каливы, предоставляемые монастырем одному только монаху, который снабжается также необходимым пропитанием.

Исихастирии, называемые и аскетириями, являются в сущности небольшими кафизмами, находящимися в пустынных местах. Их можно обнаружить на скалах и в расщелинах скал, или даже на обрывистых склохан и труднодоступных вершинах. Там отшельники, обычно после признания их пригодными для такой сложной и тебовательной жизни, полностью и безотрывно посвящают себя молитве и аскезе. Самые известные на Святой Горе исихастирии находятся в местности Карулия , которая знаменита не только тяжелейшими условиями жизи тамошних аскетов, но и их духовным богатством. Местность Карулия расположена в самой южной части Афонского поулсотрова и буквально повешена на скалах горы Афон.

Похожие статьи

  • Капернаум – город, излюбленный Христом Посещение Национального парка

    Вконтакте Капернаум - древний город, располагавшийся на северо-западном побережье в 5 км к северо-западу от Табхи.Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. NicFer , GNU 1.2 В Капернауме в...

  • Необитаемый остров Кекова — древний затонувший город в Турции

    Остров Кекова на данный момент считается одной из наиболее популярных . Сюда ежегодно съезжаются туристы со всего мира не только для того, чтобы насладиться красотой здешней природы, но также и чтобы лучше ознакомиться с историей Древнего...

  • Турция: Подземный город Деринкую Такси и трансферы

    Для полноты картины в Каппадокии после прогулок по долинам надо посетите подземный город Деринкую. В Каппадокии известно около двух сотен подземных городов, но самый большой – Деринкую. За ним идет Каймаклы, который находится в десяти...

  • Кто и почему скрывает истинную дату катастрофы?

    Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное,...

  • Помпеи – город погребенный заживо

    Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим...

  • Самые богатые шейхи Востока 

    В арабском языке термин шейх означает родовитого взрослого мужчину, который имеет огромное состояние и пользуется большим уважением в обществе среди верующих. Только самые почитаемые и уважаемые мусульмане могут заработать это почетного...