Достопримечательность Амстердама: Государственный музей (Рейксмузеум). Рейксмюзеум (Государственный музей)

Музей Рейксмюсеум в Амстердаме (нидерл. Rijksmuseum) - художественный музей, один из самых популярных музеев мира.

Музей известен, прежде всего, как хранилище картины Рембрандта "Ночной дозор", которая официально принадлежит городу, и ради которой здание музея даже было перестроено. Кроме того, конечно, музей интересен своей архитектурой.

Музей был основан в 1808 году королем Голландии Луи Бонапартом, братом Наполеона I. Первоначально музей располагался в Гааге, затем была переведен в Амстердам. Музей выставлял экспозиции в Королевском дворце, во дворце Триппенхюс, других зданиях.

Собственное здание музей получил только в конце XIX века. Новое здание было построено в 1877 - 1885 годы под руководством архитектора Питера Кёйперса (1827 - 1921 гг.). Как отмечают историки искусств, здание музея - уникальное творение нидерландской архитектуры, ведь здесь сочетаются внешняя красота и практическое предназначение помещения.







Для публичного посещения музей был открыт в 1885 году. В 1890 году к зданию музей был достроен еще один корпус, построенный из фрагментов снесенных исторических домов. В 1906 году один из залов музея был специально перестроен для размещения картины "Ночной дозор" Рембрандта.

Дальнейшая реконструкция музея проходила в ХХ веке: изменено внутреннее убранство, встроены внутренние дворы музея. В начале XXI столетия музей был вновь реконструирован, после чего стал работать в полном объеме и принимать многочисленных посетителей.

На набережной одного из каналов Амстердама на целый квартал протянулось огромное здание. Традиционные в Голландии островерхие крыши, красные кирпичные стены роднят его с окружающей застройкой. Здание не отличается особыми архитектурными достоинствами, но естественно входит в общий облик города. Это Рейксмузеум - один из крупнейших художественных музеев мира .

Уже в середине прошлого века, через пятьдесят лет после создания музея, было ясно, что прекрасный старый Триппенхейс, в котором он находился, не может вместить быстро растущих коллекций. В 1876 – 1885 годах архитектор Кёйперс выстроил гигантское кирпичное здание. Неоднократно подновленное и переделанное внутри, оно продолжает служить до сих пор.

Амстердамский Рейксмузеум (голл. Rijksmuseum) – это музей истории искусства Северных Нидерландов. В его залах можно получить на редкость широкое представление о художественном развитии страны. Как уже было сказано, от средних веков здесь мало что сохранилось. Лишь начиная с XV столетия наши сведения о художественном развитии этих земель становятся более или менее подробными и полными. В музее показаны образцы деревянной и каменной скульптуры, украшавшей некогда алтари церквей, произведения ювелиров и шитые золотом облачения духовенства.

Однако наибольший интерес несомненно представляет живопись. Уже в XV веке станковая живопись была в Северных Нидерландах ведущей областью искусства, а станковые произведения, как известно, значительно лучше подходят для музейной экспозиции, чем настенные росписи или монументальная скульптура, созданные для украшения определенного здания. Последние утрачивают часть художественной выразительности, когда их переносят в музей, вырвав из первоначальной архитектурной среды. Благодаря преобладанию станковых произведений голландское искусство может быть показано в музее полнее, чем искусство многих других стран.

В XV-XVI веках культура и искусство Северных и Южных Нидерландов (то есть современных Голландии и Бельгии) составляет более или менее единое целое, причем местные школы на Севере испытывают мощное влияние крупных художественных центров, процветающих на Юге. Подобно тому как мы называем Северные Нидерланды Голландией, на Южные Нидерланды обычно распространяют название самой значительной, передовой из входивших в них областей - Фландрии. Уже в эту раннюю эпоху голландские живописцы отличаются от их фламандских собратьев большей интимностью, бытовой простотой и непосредственностью своих произведений.

На Севере первым крупным художником, с чьим творчеством мы достаточно хорошо знакомы, был Гертхен тот Синт Яне (то есть «маленький Геррит из монастыря св. Иоанна»). Гертхен работал в 80-е годы XV века в Гарлеме; там до сих пор сохранилась маленькая, потемневшая церковь монастыря, в котором он был послушником.

Среди первых картин, купленных в 1808 году по приказу Людовика-Наполеона , находилась одна любопытная вещь, внесенная в инвентарь музея под следующим названием: «Ян ван Эйк. Готический храм с фигурами ». , великий основатель нидерландской школы живописи, автор Гентского алтаря, был в то время едва ли не единственным нидерландским художником XV века, чье имя было широко известно собирателям; ему приписывали любую вещь, которая казалась достаточно старой. На этот раз его сочли автором «Св. семейства» работы Гертхена.

Написанное на небольшой деревянной доске, произведение Гертхена воспроизводит не канонический текст Евангелия, а апокрифическую легенду. Согласно этой легенде, св. Анна, мать Марии, имела еще двух дочерей, дети которых впоследствии стали апостолами - учениками Христа.

В интерьере готической церкви (церковь - «дом божий») художник помещает престарелую Анну, ее трех дочерей, их мужей и детей. Не только дети, но и взрослые отличаются ясной безмятежностью и наивностью. Женщины нянчат младенцев, старая Анна отдыхает от чтения, положив на раскрытую книгу свои очки. На каменном полу стройного храма, в самой середине картины, расположились трое маленьких мальчиков в длинных теплых рубашечках и шерстяных чулках с красными заплатками на пятках; но будущие апостолы Павел, Иаков и Иоанн играют своими атрибутами - мечом, бочечкой и чашей. Они обладают очарованием забавных живых ребятишек. С восхитительной простодушной непосредственностью Гертхен объединяет в одно целое реальность и фантазию, бытовые детали и величественную архитектуру храма. Для него интересно и привлекательно все - и великое и малое. Рядом висят еще две работы Гертхена: «Корень Иессея» и «Поклонение волхвов» с его замечательным пейзажным фоном.

Иной характер носит творчество крупного голландского художника, работавшего в последней четверти XV века и известного как Мастер Virgo inter Virgines . Условное «имя» анонима происходит от картины, еще в 1801 году находившейся в Национальной художественной галерее и поступившей оттуда в Рейксмузеум. Это «Мария с младенцем и святыми девами», или по латыни «Virgo inter Virgines» («Дева среди дев»).

Подобно свите придворных дам, богоматерь окружают роскошно одетые святые Екатерина, Цецилия, Варвара и Урсула. Их атрибуты (колесо, на котором погибла св. Екатерина; стрела - символ мученичества св. Урсулы) превращены в изящные золотые украшения. Стройные нежные женщины застыли в задумчивости, из которой их не может вывести даже игра с миниатюрным младенцем. Художник повторяет свой излюбленный, очень необычный тип женского лица с непомерно большим выпуклым лбом, тонкими бровями и полуопущенными, чуть припухшими веками. Бледные лица, неяркие, часто сероватые краски, среди которых даже красный цвет теряет свою звучность, - все это вызывает у зрителя странное ощущение чуть печальной, холодноватой отрешенности от всего земного. По своему внутреннему строю картина противостоит произведениям Гертхена, висящим в том же зале.

В творчестве обоих мастеров большую роль играет фантазия. У Мастера Virgo inter Virgines она изысканна и условна, как мадригал придворного поэта того времени, у Гертхена - пропитана реальными впечатлениями и близка к живой, разнообразной фантастике народной сказки. В произведениях многих соотечественников Гертхена сцены из христианских легенд выглядят так, как если бы они происходили в обстановке, окружающей художника и хорошо ему знакомой. Особенно последовательно этого принципа придерживается автор серии картин, изображающих «Семь дел милосердия».

Серия была исполнена в 1504 году для церкви св. Лаврентия в г. Алкмаре , поэтому ее автора условно называют Мастером из Алкмара. Семь картин составляют фриз. На каждой из них благочестивые бюргеры, исполняя завет Христа, то дают одежду нищим, то кормят голодных, то хоронят умерших и т. д. Все это происходит на чистых, вымощенных булыжником улицах голландского города. Каждое из «дел милосердия» благодаря своей бытовой конкретности напоминает жанровую сцену. В толпе уродливых нищих, слепых и калек есть один человек, который не принимает участия в действии, которого не замечают остальные. Это Христос. По мысли художника и его заказчиков, он незримо присутствует здесь, напоминая о религиозном смысле происходящего. Суховатая работа Мастера из Алкмара вводит нас в мир повседневной прозы и сурового морального долга, отдаленно предвосхищая некоторые черты голландского искусства XVII столетия.

Рейксмузеум располагает несколькими произведениями крупнейшего нидерландского художника начала XVI века - Луки Лейденского (возможно, 1489-1533). Среди них особенно интересна «Проповедь в церкви». Ренессансное церковное здание заполняет лишь две трети фона; справа вдали видна улица, где богато одетый дворянин раздает милостыню беднякам. На переднем плане тот же самый дворянин с интеллигентным, тонким лицом изображен стоящим у правого края картины; сняв шляпу он слушает церковную проповедь. Возможно, что художник работал по заказу этого человека, и группа людей вокруг него состоит из портретов его родных и друзей. От них заметно отличаются слушатели, усевшиеся полукругом перед кафедрой: тут и странные уроды и оживленный ребенок; красивая молодая женщина с улыбкой смотрит на зрителя, не обращая внимания на слова проповедника; наконец еще одна женщина спит, и на голове ее сидит маленькая сова – символ плутовства и глупости в нидерландском фольклоре. Эта странная жанровая сцена, полная неясных намеков, написана полупрозрачными жидкими мазками светлых, неопределенных красок; и мазок и цвет передают тревожное настроение, характерное для живописи Луки Лейденского.

Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII века был Ян ван Гойен (1596-1656). В 1641 году написал он свой «Дальний вид с двумя дубами». Это ничем не примечательная местность с песчаными дюнами, типичными для голландского побережья. На вершине дюны, у подножья корявых старых дубов остановились отдохнуть двое путников; удаляющаяся фигура третьего прохожего уводит наш взгляд вдаль, к плоскому побережью, где на горизонте, слева, виднеется поблескивающая полоска воды. Облака затягивают просторы неба, сквозь них прорывается солнечный луч на дюну и на мощные полузасохшие стволы. Художник как бы изучает их с близкого расстояния, прослеживая неровности коры, почти по-человечески выразительный, напряженный изгиб сучьев. В то же время широкий простор дали воспринимается как их естественная среда и это «родство» с бесконечным пространством помогает нам ощутить величие и мощь гигантских деревьев.

Наряду со своими основными разделами - старого нидерландского искусства и XVII века - Рейксмузеум располагает значительным собранием голландских картин XVIII, XIX и XX веков. Среди произведений XVIII века представляют интерес работы Корнелиса Троста (1697-1750), автора портретов и жанровых сцен, часто воспроизводящих эпизоды из театральных спектаклей. Следуя традициям предшествующего столетия, Трост пишет огромный групповой портрет попечителей приюта в Амстердаме (1729). Однако значительно интересней и привлекательней небольшой этюд одного из попечителей - Яна Лепелтака, висящий в том же зале. Он написан легко и непринужденно. В нем более, чем в большом портрете, заметно воздействие национальной живописной традиции.

Есть в Рейксмузеуме и произведения иностранных мастеров - итальянцев, испанцев, фламандцев. Их немного, но некоторые из них не могут остаться незамеченными: парные портреты флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло и его отца Франческо Джамберти, работы Пьеро ди Коэимо (1462- 1521), «Распятие» Эль Греко (1541-1614), ряд портретов Ван Дейка (1599-1641), «Портрет дона Рамона Сатуэ» (1823), Гойи (1746-1828) и др. Однако, как бы они ни были интересны, они составляют лишь второстепенное, боковое ответвление в коллекции Рейксмузеума .

Рейксмузеум (Rijksmuseum) в Амстердаме по ценности своих коллекций по праву приравнивается к Лувру в Париже или Эрмитажу в Санкт – Петербурге.

Коллекция, положившая начало Рейксмузеуму, до 1800 года находилась в Гааге и представляла собой предметы искусства, собранные Статхаудерами, наместниками Габсбургов. В 1808 Луи Бонапарт, брат Наполеона перевез ее в Амстердам и разместил во дворце, пополнив ее ценными экспонатами, принадлежавшими королевской династии.
В 1863 году встает вопрос о строительстве отдельного здания музея. Только в 1876 году из множества представленных на конкурс работ, комиссия выбрала автора проекта — им становится Петрус Куиперс. В стремлении создать новый национальный стиль в архитектуре он смешивает нео – готику и нео – ренессанс, добавляет несколько штрихов и полученный результат восхищает до сих пор.
Но для современников проект оказался достаточно смелым. В конце XIX столетия в Нидерландах царили пуританские нравы, и правящий Вильям III отнесся к нему прохладно.
Музей регулярно перестраивался, достраивался, а его коллекция пополняется до сих пор.
С 2003 до 2013 года в здании были проведены реставрационные работы. Музей преобразился, стал более современным и интересным для посетителей.

Шедевры

Для того чтобы внимательно изучить все шедевры Рейксмузеума одного дня недостаточно. Поэтому необходимо определиться, на что стоит обратить внимание в первую очередь. У каждого есть свои предпочтения, но есть признанные мировые шедевры, которые стоит увидеть хотя бы одни раз в жизни:

  • Знаменитый «Ночной дозор» Рембандта. Подлинное название картины звучит «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока». Картина, соль популярна, что в 1906 году для ее демонстрации пришлось сделать перепланировку. Зал одного шедевра всегда полон посетителей.
  • Уникальная коллекция представителей Золотого (XVII) века Голландской живописи представлена работами Ванмеера, Хальса, Яна Стеена и другими известными авторами.
  • Знаменитый делфтский фарфор, который представлен шикарнейшими королевскими сервизами, изящными миниатюрными статуэтками, вазами и прочей утварью.
  • Модели кораблей, по которым можно проследить историю развития кораблестроения в Голландии. Не стоит забывать, что на протяжении многих веков, Нидерланды наравне с Англией были королями морских просторов.
  • Зал кукольных домиков. Самая старая модель изготовлена в 1676 году.
  • Для ценителей культуры Востока несколько залов представляют экспозицию предметов искусства стран Азии.
  • Стоит обратить внимание на библиотеку. Посетители могут пройтись по смотровой площадке, посмотреть на древнейшие фолианты. Это самый тихий зал музея, поскольку требуется соблюдение тишины, как в любой другой библиотеке.

В музее представлена уникальная экспозиция, посвященная истории Нидерландов, начиная с 1100 года. Вся история разделена на 4 части и представлена в хронологическом порядке и рассматривается в международном контенте. Путешествуя по этажам и залам – Вы плавно переходите из одной эпохи в другую

Полезная информация

Адрес

  • Museumplein/Museumstraat, 1
    1071 CJ Амстердам

Часы работы

  • Ежедневно с 9.00 до 17.00

Цена билета

  • Взрослый = 17,5 евро
  • Детский (до 18 лет) = бесплатно.
  • По карте I Amsterdam действует скидка = 2,5 евро.
  • По музейной карте вход бесплатный, что позволяет миновав очередь быстро пройти в само здание.

Как добраться

  • От центральной станции можно доехать на трамвае № 2 или № 5 (ост. Hobbemastraat)
  • Из гостиницы или других точек города маршруты необходимо уточнить.
  • Недалеко от Рейксмузеума есть остановка для водного такси. Если есть желание воспользоваться столь экзотическим видом транспорта, то можно доехать и на нем.
  • В холле музея (на нулевом этаже) есть круглая стойка, на которой лежит большое количество путеводителей по Рейксмузеуму на разных языках. Они бесплатные и помогут Вам увидеть самые главные достопримечательности и шедевры.
  • У известных работ мастеров тоже размещены стойки с брошюрами на голландском и английском. Они помогут понять и увидеть нюансы шедевра.
  • В музее разрешено фотографировать, Но без фотовспышки, штатива или палки для селфи.
  • Можно воспользоваться аудио — гидом. Цена такой экскурсии = 5 евро.
  • Можно заказать экскурсию по музею. Увы, в официальном реестре экскурсий на русском языке не предусмотрено.
  • Если у Вас разрядился телефон или фотоаппаратура, то на нулевом этаже предусмотрено специальное место для подзарядки.

Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку

Вместе с основной коллекцией Рейксмюсеума в цифровой записи есть пять новых выставок, посвящённых ювелиру Яну Лутме, художникам Яну Стену, Яну Вермееру, Рембрандту ван Рейну и отдельно монументальному полотну «Ночной дозор», гордости музея.

Ночной дозор, или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга.
Рембрандт Ван Рейн.

С проектом Google Cultural Institute сотрудничает тысяча международных институтов. Ежегодная посещаемость портала превышает 40 млн человек. Собственный сайт Рейксмюсеума привлекает шесть миллионов посетителей в год.

Женщина с ребенком в кладовой.
Питер де Хох.

Рейксмюсеум в Амстердаме - один из крупнейших европейских музеев, входит в топ-20 самых посещаемых галерей мира. Он был основан в 1808 году королём Голландии Луи Бонапартом - братом Наполеона I. Учреждение владеет впечатляющей коллекцией шедевров голландских живописцев - уже упомянутых Рембрандта, Вермеера и Стена, а также Франса Халса, Питера де Хоха, Якоба ван Рёйсдала, Бартоломеуса ван дер Гельста, Яна ван Скорела и других.


Ян Вермеер. Молочница.

Жемчужинами сокровищницы являются четыре полотна Вермеера (всего в мире подлинными считаются 35 его картин, ещё несколько - под вопросом), главная среди которых - «Молочница». Это одна из самых известных работ мастера из Дельфта, написанная приблизительно в 1658-1661 годах.

В 2012 году Рейксмюсеум оцифровал 125 тысяч этих сокровищ и выложил онлайн на своём портале. В рамках проекта Rijksstudio пользователи могут изучать детали полотен и историю их написания.

Любой желающий может завести собственную онлайн-галерею, беспрепятственно скачивать произведения искусства на свой вкус и пользоваться ими по своему усмотрению, например, сделать репродукцию. Здесь же содержатся ссылки на сайты, где можно заказать любые принты.

Чтобы получить доступ к цифровому архиву, достаточно создать бесплатную учётную запись на сайте музея.

«Искусство свободно, и его произведения должны быть так же доступны, как футболки» , - гласит политика Рейксмюсеума.


Ян ван Скорел. Мария Магдалина.

(дословно переводится, как “Государственный музей”) - это художественная галерея, с более чем 200-летней историей, является крупнейшим и самым значимым музеем в стране. В нем собрано 1 200 000 экспонатов и, чтобы понять масштаб коллекции, нужно мысленно объединить московские Третьяковскую галерею с Пушкинским музеем.

Национальный музей "Rijksmuseum"

Уникальность "Рейксмюзеум" не только в накопленной, на протяжении веков, крупнейшей в мире коллекции шедевров голландского и мирового искусства, но и богатейшей экспозицией азиатского искусства, делфтского фарфора, обширной коллекцией гравюр, рисунков и классической фотографии.

История главного музея голландского королевства берет начало с 1800 года, именно тогда, в , открылась Национальная художественная галерея. В ней находилось порядка 200 картин, но постоянно растущая коллекция музея вынуждена была несколько раз переезжать с места на место, пока наконец, по указу короля Луи Бонапарта, брата Наполеона, не обосновалась в .


С 1885 года, Государственный музей Rijksmuseum располагается в импозантном здании, построенном в смешанном стиле готики и ренессанса, по проекту известного голландского архитектора Пьерра Кейперса, которое внешне больше напоминает сказочный замок, чем музей.


С 2003 года Государственный музей находился на масштабной реконструкции, которая в общей сложности длилась 10 лет и обошлась стране в 375 млн. евро. Реконструкция завершилась только к весне 2013 года, но даже неполная коллекция музея, выставленная в отдельном крыле, являлась одной из главных достопримечательностей .


"Ночной дозор", Рембрандт

В самом сердце обновленного музея располагается Галерея славы , где собраны лучшие работы художников голландского Золотого века, таких как Йоханнес Вермеер, Ян Стейн. Главной жемчужиной музея, безусловно, является всемирно известная картина “Ночной дозор”.

Музей Rijksmuseum, предлагает посетителям несколько аудиотуров на английском и голландском языках, а также медиаторы для мобильных устройств и телефонов, доступные на нескольких языках, в том числе и на русском.

Практическая информация для посетителей:

Как правило, в выходные дни – самый большой наплыв посетителей, поэтому для посещения музея лучше выбрать будний день.
В музее разрешено фотографировать и делать видео съемку, без использования вспышки.
В музей запрещен вход с длинными зонтами, рюкзаками и чемоданами, размер которых превышает 55х35х22 см.

Адрес музея: Национальный музей Рейксмюзеум (Rijksmuseum), Museumstraat 1,
Музей открыт ежедневно с 9:00 до 17:00, включая выходные и праздничные дни (включая Рождество и Новый год). А, вот музейный сад, сувенирный магазин и кафе открыты до 18 часов и для того, чтобы их посетить, входной билет не нужен.
Стоимость билетов:
взрослые – 17,50 евро, дети до 18 лет включительно – бесплатно. Обладателям Музейных карт вход в музей также бесплатный.

Чтобы значительно сэкономить на времени ожидания в очереди в билетной кассе, вы можете купить билеты или прямо на моем сайте, заполнив форму ниже, и получить билеты на электронную почту:

Похожие статьи

  • Капернаум – город, излюбленный Христом Посещение Национального парка

    Вконтакте Капернаум - древний город, располагавшийся на северо-западном побережье в 5 км к северо-западу от Табхи.Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. NicFer , GNU 1.2 В Капернауме в...

  • Необитаемый остров Кекова — древний затонувший город в Турции

    Остров Кекова на данный момент считается одной из наиболее популярных . Сюда ежегодно съезжаются туристы со всего мира не только для того, чтобы насладиться красотой здешней природы, но также и чтобы лучше ознакомиться с историей Древнего...

  • Турция: Подземный город Деринкую Такси и трансферы

    Для полноты картины в Каппадокии после прогулок по долинам надо посетите подземный город Деринкую. В Каппадокии известно около двух сотен подземных городов, но самый большой – Деринкую. За ним идет Каймаклы, который находится в десяти...

  • Кто и почему скрывает истинную дату катастрофы?

    Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное,...

  • Помпеи – город погребенный заживо

    Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим...

  • Самые богатые шейхи Востока 

    В арабском языке термин шейх означает родовитого взрослого мужчину, который имеет огромное состояние и пользуется большим уважением в обществе среди верующих. Только самые почитаемые и уважаемые мусульмане могут заработать это почетного...