Дом-легенда: вилла под Парижем, построенная Алваром Аалто. Хельсинки: «Дом и ателье Алвара Аалто Кто такой Алвар Аалто

Я побывала в студии и доме культового архитектора 20 века Алвара Аалто в Хельсинки и смогла точно для себя сформулировать, как выглядит идеальный дом.

1. И студия, и дом великого финского архитектора, которому мы обязаны рождению понятия скандинавский дизайн, находятся в тихом и зеленом районе Хельсинки, куда вас привезет неторопливый четвертый трамвай.

2. Вот так выглядит студия Аалто, превращенная теперь в офис фонда, носящего имя архитектора. Когда Алвар Аалто проектировал это здание, он хотел воплотить в нем не только все присущие ему эстетические принципы, не только сделать здание удобным для работы своего бюро, но и не потревожить сложившегося уклада жилого района.

3. Дом Аалто, который долгое время совмещал в себе функции и жилого пространства, и студии, находится в пяти минутах ходьбы. И студию, и дом можно посетить с экскурсией, как это сделала я. Расписание можно найти .

4. Свои объекты Алвар Аалто считал абсолютными произведениями искусства, то есть проектировал не только само здание, но и абсолютно все его детали, продумывая нюансы отделки, освещения, разрабатывая дизайн предметов мебели и светильников.

5. Знакомство со студией архитектора начинается с кухни-столовой. Любимое место Аалто — вон там, в углу. Если вы внимательно посмотрите на эту и на предыдущую фотографию, вы заметите, как мало прямых углов встречается в конструкции: Аалто стремился к использованию более свободных, естественных линий. Аалто строил свои здания в тесной связи с природой и солнечным светом, поэтому большие окна и высокая естественная освещенностью — характерные черты большинства его объектов. Мне очень понравилась и конструкция-парус на потолке, которая даже в пасмурную погоду, совсем не редкую в Хельсинки, дает рассеянный теплый свет.

6. Кухня тоже лишена прямых углов. Вся мебель в студии производства мебельной компании Artek, основанной Аалто.

7. Второй этаж занимали архитектурные студии.

8. Если вы никогда не видели мебели Artek, вы наверняка узнаете эти гнутые фанерные элементы. Не напоминают ли вам они детали табуретов и кресел Ikea? Все верно! Но именно Аалто придумал и запатентовал эту технологию в тридцатых, когда представить себе гнутую березовую фанеру было просто невозможно!

9. Рассматривая эту фотографию презентационного зала, обратите внимание не только на гнутые фанерные детали стульев, но и на стенд с фотографиями и чертежами, на которые льется естественный свет. Здание спроектировано таким образом, что над наклонной плоскостью для представления проектов расположено окно. Гений в деталях, правда?

10. Кресла, шкафы, торшер, столик дизайна Аалто.

11. Минимальное использование прямых углов, максимальная вписанность в пейзаж и максимальное же использование солнечного света — это Аалто.

12. Дизайн середины 20 века и сейчас смотрится очень, очень свежо.

13. Здесь хорошо видна одна из деталей, по которым всегда узнаются проекты Аалто — это окна в потолке. Я недавно снимала на севере Италии виллу с панорамным остеклением и окнами в потолке и была потрясена тем, насколько больше света при одинаковых условиях льется через потолочные окна. В проекте будущего дома, который мы с мужем однажды построим, окна в потолке занимают одно из главных мест.

14. И даже ступени тут, конечно, естественных форм.

15. Мебель для своих проектов Аалто придумывал сам. Она выпускается до сих пор под маркой Artek . Например, вот это кресло было придумано в 1932 году для санатория в Паймио и носит такое же название.

16. Модель стула конца двадцатых годов.

17. Почти девяносто лет прошло, а актуальности силуэт и материалы не потеряли. Гениально, правда?

18. Торшер, дизайн 1954 года. Изогнутые линии абажура напоминают крылья ангела. Не напоминают? Представьте, как выглядит конструкция, если смотреть на нее сверху. Вышло? Если нет, рассмотрите внимательно фото номер 4.

19. 1947 год. Гнутые ножки превратились в Y-образную конструкцию. Думаю, вы заметили, где черпает вдохновение Ikea. Мне всегда нравились их простые вещи, но после того, как я познакомилась с мебелью Artek, я прониклась еще большим уважением к шведскому мебельному гиганту, делающему гениальный дизайн доступным. Ikea не создана по чертежам Аалто, но несет в массы многие его идеи.

20. Пришло время сходить в гости в дом Алвара Аалто и посмотреть, каким спроектировал жилое пространство гений скандинавского дизайна для себя и своей семьи.

21. Т.к. здание долгое время совмещало функции рабочего и личного пространства, то знакомство с домом начинается со студии.

22. Какое прекрасное единство формы и содержания! Как замечательны эти большие окна, выходящие в парк, как естественны и лаконичны мебельные формы, как натуральны цвета, как уютно и комфортно ощущаешь себя здесь.

23.

24. Помните вазу, о счастливом обретении которой я рассказывала недавно? Aalto в переводе с финского — волна. Волнообразные формы финских озер и берегов, хорошо видные на фотографии, воплотились в дизайне культового предмета интерьера.

25. Чертежи.

26. Библиотека.

27. Гостиная дома. Кресла в обивке под зебру дизайна 1936 года, доступны в магазинах Artek до сих пор всего за 3800 евро за штуку. На столе — та самая ваза.

28. Гостиная украшена подлинниками Ле Корбюзье и Фернана Леже.

29. Светильник дизайна Аалто, 1953 год.

30. Сервировочный столик, дизайн 1936 года. 1800 евро в любом магазине Artek.

31. Ваза Аалто, выпускается под брендом Iittala. 120-160 евро в зависимости от цвета и размера.

32. Столовая.

33. Гостиная на втором этаже. Как же мне нравятся эти окна, занимающие половину стены!

34. Полки по дизайну Аалто, модель 1936 года.

35. Спальня Алвара и его супруги. Архитектор был женат дважды и обе его жены работали вместе с ним. Минимум декора, максимум функциональности — я люблю такие помещения и у себя дома стремлюсь к минимальному количеству вещей, по крайней мере тех, что находятся на виду.

36. Ванная комната. Раковины спроектированы Аалто для санатория в Паймио. Две раковины, а в идеале — две ванные комнаты, обе примыкающие к спальне, — моя мечта. В новой квартире организовать так пространство не позволила планировка, но, надеюсь, впереди у нас дом и там-то я развернусь.

37. И даже ручки в этом доме привлекательны. Vapaa по-фински значит «свободно».

38. Если вы интересуетесь дизайном и архитектурой, но студия и дом Аалто — это первое, куда вы должны попасть в Хельсинки и уже потом, вдохновившись и узнав больше про принципы работы культового архитектора, гулять по городу и подмечать знаковые для Аалто детали в самых известных зданиях столицы Финляндии.

Для планирования визитов в самые известные дома, студии и объекты великих архитекторов удобно использовать сайт iconichouses.com . Пользуйтесь на здоровье!

Всемирно известный финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто - один из крупнейших мастеров XX века. Его считают последним из великих пионеров новой архитектуры. Он стал иконой Финляндии, олицетворением страны, Алвар Аалто - это сама Финляндия. Он жил и работал в основном у себя на родине, поэтому большинство построек находится в Финляндии. Несравненная культурная роль подняла архитектора выше повседневности, при этом значение его жизненных трудов и философии не умаляется и остается актуальным по сей день.

Для швейцарского критика Зигфрида Гидиона (основоположника историографии «современного движения» в архитектуре) в работах Аалто уникально сочетание противоборствующих приемов: с одной стороны - функциональной стандартизации, с другой - иррациональности.

«Современное движение» в архитектуре XX века - объединение сторонников рационалистической архитектуры, которое официально закрепилось к 1928 г. и просуществовало до конца 1950-х гг. Congress international d’Architecture Modern (CIAM) - международный конгресс современной архитектуры. Среди целей движения была борьба с академизмом. Получило распространение в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии, Японии.

Психологическую основу для этой эмоциональной составляющей проектов финского архитектора Гидион видит в национальной традиции отношения к природе. В своем знаменитом историческом обзоре «Пространство, время и архитектура» (1941) критик пишет, что Алвар «берет с собой Финляндию в любой проект, в любую точку планеты», тем самым указывая на его глубокие связи со своей страной. Аалто, стремясь выразить в архитектуре неповторимое и местное, нашел новые специфические средства формообразования и углубил традицию национальной архитектуры Финляндии.

Другие, в свою очередь, утверждают, что мастер никогда не был иррационалистом, так как он сознательно продолжил архитектурный в ментальной и психологической сферах. По мнению Юхани Палласмаа, Аалто - «суперрационалист» независимо от его «органических высказываний». Сам мастер считал, что архитектура и ее детали в некотором роде являются частью биологии. Формулируя принципы проектирования современного жилища, он высказывал мысль о том, что их должны определять биологические основы, например: всю обстановку жилого дома можно рассматривать как компенсацию недостающей в городе природы, поскольку предметы интерьера являются символами, напоминанием человеку о живых образах. Термин более всего подходит произведениям Аалто, которым в большей степени свойственна сложная простота творений природы, чем усложненность объектов, созданных человеком. При этом будучи поборником «органической формы», архитектор всегда стремился к поиску форм, основанных на истинных человеческих ценностях.

Рационализм - рассудочное отношение к формообразованию, опирающееся на систему канонов, в которой соединен опыт классического зодчества, или на «объективные» критерии социальной целесообразности, функциональности, техноло-гичности. Совокупность направлений в архитектуре конца XIX - начала XX в., противопоставляющих индивидуалистическим и украшательским тенденциям логично организованные системы критериев, принимавшиеся как объективные. Раннюю концепцию рационализма выработал в США Л. Салливен. В 1930-е гг. рационализм в архитектуре выступал как интернациональный стиль.
Функционализм - направление в архитектуре XX в., утверждающее первичность функции произведения архитектуры по отношению к его форме; функция при этом сводится к утилитарно-практическим аспектам назначения объекта.

Начало карьеры Алвара

Хуго Алвар Хенрик Аалто родился 3 февраля 1898 года в небольшом селении Куортане в западной Финляндии в семье геодезиста Йохана Хенрика Аалто и Сельмы Матильды, урожденной Хакстедт. Вырос в маленьком городке Ювяскюля в Центральной Финляндии, там же окончил лицей. В 1916 году поступил в Политехнический институт в Гельсингфорсе (ныне - Хельсинки), учился у Армаса Линдгрена, Уско Нюстрёма, Каролюса Линдберга и Сигурда Фростеруса (архитектор-рационалист). В 1921 году получил диплом архитектора. Отец Аалто работал в провинции Этеля- Похьянмаа и в Центральной Финляндии, поэтому этот регион стал важнейшим местом деятельности молодого архитектора.

Зарождение нового стиля функционализм совпало с началом ключевого этапа в истории страны - возникновением молодого независимого государства.
Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию 1920-х годов вследствие Гражданской войны, в 1923 году Алвар открывает проектную мастерскую «Бюро архитектуры и монументального искусства Алвара Аалто» в Ювяскюля. Первые заказы поступали от родственников и их знакомых или при их посредничестве.

В 1924 году Аалто женился на своей главной помощнице, к которой был очень привязан эмоционально и профессионально, - архитекторе Айно Марсио, про-работавшей с ним до конца своих дней. Все проекты он подписывал «Айно и Алвар Аалто». В этом же году Аалто спроектировал здания, ознаменовавшие прорыв в его карьере. Воспитанный на традициях северной классики, свои первые здания он возвел в архитектуре, отмеченной неоклассицизмом: рабочий клуб в Ювяскюля (1924-1925) и церкви в Ямся и Муураме (1926-1929).

В судьбе архитектора 1927 год оказался важным во многих отношениях: выигран конкурс на проект Дома крестьянина в юго-западной Финляндии (Турку; 1928) и городской библиотеки в Виипури (ныне - Выборг; 1935). Работая над Домом крестьянина, Аалто перевел свое бюро в Турку, который в то время был центром фор-мирования нового направления в архитектуре Финляндии. Также причина переезда крылась в том, что в городе имелись первые заказчики, желавшие строить именно в функционалистском духе. В Турку Аалто спроектировал два здания, явившиеся примерами раннего функционализма - жилой дом (1927-1928) и здание редакции газеты «Турун саномат» (1928-1930). В последнем сооружении архитектор использовал новаторскую систему несущих колонн и впервые применил для освещения помещений круглые фонари верхнего света, встречающиеся затем во многих его постройках.

В начале 1928 года Аалто становится победителем еще одного крупного конкурса - на проект туберкулезного санатория в Паймио, близ Турку, в провинции Варсинайс-Суоми (1929-1933). Функционалистские принципы, в которых окончательно утвердился архитектор после поездки в Германию и знакомства с образцами новой европейской архитектуры, воплотились в замысле проекта санатория. После завершения строительства чета Аалто переехала в Хельсинки, где все же было больше возможностей для работы, чем в Турку. Архитектурное бюро с тех пор постоянно размещалось в Хельсинки и действовало вплоть до 1950-х годов в собственном доме Аалто в районе Мунккиниеми, возведенном в 1935 году.

Несмотря на то что строительная индустрия в 1929 году в связи с экономической депрессией столкнулась с финансовыми проблемами, естественным образом отразившимися и на архитектурной деятельности, творческая карьера Аалто шла в гору.

К раннему функционализму относится праздничная выставка к 700-летию Турку (1929), осуществленная совместно с Эриком Бриггманом и называемая «дебютом функционализма» в Финляндии. Окончательному же утверждению доктрины функционализма в Северных странах способствовала Стокгольмская выставка 1930 года, где Алвар познакомился и впоследствии завязал дружбу с Гуннаром Асплундом, лидером шведской архитектуры, а также общался с другими шведскими зодчими: Свеном Маркелиусом, Уно Ореном, Освальдом Альмквистом. С. Маркелиус предложил кандидатуру Алвара в 1929 году в CIAM (Congress International dArchitecture Modern - Международный конгресс современной архитектуры). Через CIAM архитектор познакомился с социальной программой модернистов в сфере жили-ща и урбанистики. Знакомства переросли в тесные контакты с и Зигфридом Гидионом. По мнению близкого друга Аалто, финского критика Ёрана Шильдта, многое из принципов Гропиуса передал Аалто его друг по CIAM Ласло Мохой-Надь, преподававший в .

Также друзьями финского архитектора были скульптор Александр Колдер, художник Фернан Леже, искусствовед Грегор Паульссон, архитектор Андре Люрса, с которым он познакомился во Франции, впервые посетив ее в 1928 году. Круг зарубежных друзей архитектора был левым по своим убеждениям, многие являлись членами коммунистических партий, общались с советскими авангардистами. Аалто, естественно, знал о советском авангарде, но, как считают его биографы, лично ни с кем из его деятелей не был знаком.

О 1930-х годах можно говорить как об этапе раннего модернизма, позже в Финляндии его еще назовут «белый функционализм», или «белая архитектура», - сейчас это общепринятый термин. Именно из этих основ впоследствии выросла архитектура 1950-х годов.
Эстетика национальных романтиков и теория современной архитектуры, разработанная Сигурдом Фростерусом и Густавом Стренгелем в начале XX века, подготовили почву для бурного развития функционализма.

В начале 1930-х годов среди архитекторов еще велись споры о традиционализме и функционализме. По мнению многих, функционализм был «большевистской» архитектурой, тем не менее за десятилетие он стал ведущим направлением в Финляндии. Финны оказались готовы к официальному восприятию доктрины модернизма как ни одна другая нация. Верным свидетельством перемены курса стало избрание Аалто в 1935 году в правление Союза архитекторов Финляндии. При этом автор первой советской монографии об Аалто (1976) Андрей Павлович Гозак подчеркивал, что он «никогда не стремился быть излишне “левым”, хотя и создавал подлинно новаторские произведения».

В 1935 году, когда архитектор переехал в Хельсинки, по инициативе арт-критика Нильса-Густава Халя было основано дизайн-предприятие по производству и продаже мебели «Артек» (Artek - Art&Technology). «Искусство и технология» – сочетание этих слов обозначает суть творчества Аалто как главного архитектора и дизайнера фирмы и его соратников: супруги Айно (директор компании), Н.-Г. Халя (первый исполнительный директор) и Майры Гуллихсен (специалист в области искусства и меценат). По примеру шведов Халь хотел разработать практичные и недорогие образцы мебели для широкого круга населения. Однако под влиянием Аалто предприятие стало производить эксклюзивные, с точки зрения финского потребителя среднего уровня, предметы. Тем не менее «Артек» быстро стал одной из ведущих компаний в своей сфере благодаря радикальной и амбициозной концепции, заключающейся в объединении искусства, дизайна и производства, в активной выставочной и образовательной деятельности, в отказе от традиционных маркетинговых ходов. Сами основатели предприятия говорили, что на него работает не реклама, а пропаганда. По свидетельству Марианны Гёбель, исследователя дизайна и нынешнего исполнительного директора фирмы, в последнее пятилетие «Артек» входит в состав известной компании «Витра» (Vitra), сотрудничающей со звездами мирового дизайна и архитектуры.

В 1936 году на побережье Финского залива, неподалеку от Котки, Аалто возвел свой первый градостроительный комплекс, который включал большой целлюлозный комбинат «Сунила» (Sunila) и жилой микрорайон для рабочих и служащих. Морфология ландшафта учтена в типологии жилых домов, плавно спускающихся тер-расами с холма по скалистым склонам и веерообразно расположенных с раскрытием дворов к воде и лесу. По словам архитектора, «город на холме - самая чистая, оригинальная и естественная форма в градостроительном проектировании». В этой работе зарождалась тенденция проектирования в послевоенной Финляндии так называемых лесных микрорайонов и городов-лесов. Пример поселка Сунилы свидетельствует о том, что в области урбанистики финская архитектура в начале 1940-х годов нашла собственный путь. Проект небольшого жилого комплекса с домами-террасами в Кауттуа (1937-1938) продолжил эту модернистскую градостроительную концепцию.

Следующей знаковой работой явилась синтезировавшая результаты пространственных формальных поисков и пластических приемов «белого периода» творчества Аалто вилла «Майреа» (1938-1939), построенная в лесистой местности возле деревушки Ноормаркку для друзей архитектора - Майры и Гарри Гуллихсенов. Сооружение совершило переворот в представлениях высшего класса Финляндии об идеальном жилье. Будучи неограниченным в средствах, Аалто свободно экспериментировал. Вилла стала его любимым детищем, в ней он стремился к максимальному единству натуральных материалов, в основном дерева и камня, а также пытался отразить в формах и материалах характер окружения, преследуя цель органичного объединения естественного (природного) и искусственного (созданного руками человека). В композиционно утонченной постройке воплотилась идея «многофункционального пространства», владевшая им в ту пору. Вилла сохранилась до нашего времени в общежития им неизменном виде.

Два павильона, которые спроектировал Аалто для Всемирных выставок в Париже (1935, 1-я премия на конкурсе) и Нью-Йорке (1939), представляли Финляндию именно в национальном контексте. Материалы и конструкции павильонов были тесно связаны с переосмыслением финской строительной традиции. Сам архитектор избегал термина «национальный», делая акцент на климате, топографии и природных ресурсах. после посещения аалтовского павильона в Париже написал: «В финском павильоне посетитель в восторге от его глубоко укоренившейся подлинности». А Фрэнк Ллойд Райт после знакомства с павильоном в Нью-Йорке лаконично заявил: «Аалто гений». Выставочные павильоны определили положение Финляндии в качестве одной из ведущих стран в современной архитектуре, а личную позицию Аалто - как одного из главных архитекторов и дизайнеров.

С середины 1930-х годов Аалто в своих проектах для самых различных сооружений начал соединять объемы в духе модернизма с формами, заимствованными у природы (свободная волнистая линия), и особенностями древесины как строительного материала. Волнообразные формы стали излюбленным мотивом в его творчестве (Аалто с финского - «волна»): стены выставочного павильона в Нью-Йорке, выполняющие роль экспозиционного экрана в интерьере; лесной павильон для сельскохозяйственной выставки в Лапуа (1938); студенческое общежитие «Бейкер хаус» Массачусетского технологического института (TIM) в Кембридже целиком решено в виде волнообразного объема (1947-1949). Далее этот принцип развивался в многоквартирном доме в Бремене, ратуше в Сейняйоки (1952), здании Управления пенсионного обеспечения (1952-1956), Доме культуры в Хельсинки (1955-1958), оперном театре в Эссене (Германия; 1958). Ёран Шильдт полагает, что эту архитектурную тему навеяли мастеру абрис береговых линий и профиль рельефа, которые особенно хорошо воспринимаются сверху, с самолета. Действительно, Аалто интересовался авиацией, как и вообще новой техникой.

Аалто обращал особое внимание на отношения горизонтальных поверхностей при создании библиотеки в Выборге (1935), где при использовании перепадов уровня пола была расширена площадь читального зала. Та же идея получила воплощение в проекте библиотеки для культурного центра в Вольфсбурге в Германии (1959-1962). В столовой «Бейкер хаус» уровень пола также понижен в центре зала. Несколько искусственных уровней создано и при строительстве общественного центра в Сяюнятсало (1950), но еще более органичную форму этот прием нашел в городском центре Сейняйоки (1959).

Вследствие успехов финских павильонов и широкого одобрения мебельного дизайна Аалто с 1930-х годов работы архитектора начали выставляться в нью- йоркском Музее современного искусства. В 1940 году Аалто пригласили в TIM в качестве исследователя, а после войны он занял там должность профессора.

Первым зданием, спроектированным и построенным Аалто за границей, не считая выставочных павильонов, стало ранее упомянутое студенческое общежитие TIM. Нужно отметить, что многие из зарубежных объектов остались неосуществленными. Больше всего зданий возведено в Германии, единичные объекты, разработанные в архитектурном бюро Аалто, построены в Эстонии, Франции, Швейцарии, Дании, Бангладеш, Италии и Швеции.

Исключая несколько длительных поездок в Финляндию, архитектор работал в США до 1947 года. На самом деле Аалто никогда не стремился широко развивать там свою практику. В Америке он познакомился с Фрэнком Ллойдом Райтом, оказавшим на него определенное влияние, однако на этом этапе сам Аалто уже являлся зрелым и признанным мастером. В 1942 году в Хельсинки было основано бюро по восстановлению городов, в котором архитектор руководил разработкой строительных стандартов. В 1943 году его избрали президентом Союза финских архитекторов, на посту которого он оставался по 1958 год. Основные идеи финских функционалистов были реализованы уже в период послевоенной реконструкции 1940-х - начала 1950-х годов, когда эксперимент модернизма стал частью общей политической и экономической программы Финляндии. Поэтому сегодня данный период называют «золотым веком» модернизма, а архитекторов этой эпохи - «золотым поколением».

Одним из важнейших клиентов Аалто была государственная лесоперерабатывающая компания «Энсо- Гутцайт». Для нее он выполнял проекты в Сяюнятсало (1942-1952), Иматре (1947-1961), Сумме (1954-1960), а в 1959-1962 годах создал проект головного офиса в Хельсинки. Промышленные объекты обеспечивали бюро архитектора прочную финансовую базу, благодаря которой становилось возможным участие в кон-курсах, где победы, как известно, не гарантированы. В конце 1940-х в Финляндии было проведено несколько крупных конкурсов на разработку проектов общественных зданий. Во многих Аалто стал победителем. Эти сооружения - высшие достижения финской строительной индустрии, уникальность и качество которых сравниваются с достижениями страны в национальном романтизме.

Карьера Аалто в 1950-е годы оказалась в зените: он занимает ведущее положение в Финляндии, строит и за ее пределами, ведет активную преподавательскую деятельность, выступает с лекциями и докладами на родине и за рубежом. По мнению современного финского архитектора Ю. Палласмаа, с начала 1950-х Финляндия обрела третий невербальный язык, через который представляла свою культуру всему миру, - это дизайн. Без сомнения, Аалто деятельностью во всех областях дизайна способствовал становлению этого «третьего языка».

Одним из самых значимых экспериментов финского градостроительства данного периода явился пригородный район Тапиола в Эспоо, ставший образцом финского «лесного микрорайона» 1950-х годов и имевший международный резонанс. На планировку Тапиолы в известной степени повлияли новационные идеи проектов Аалто для Сунилы и Отаниеми.

В 1952 году Аалто женился на Элиссе Мякиниеми, архитекторе по профессии. После смерти мужа она завершила ряд его крупных работ, в том числе в Ювяскюля (1982). В 1954 году мастер построил для своей семьи летнюю виллу в Мууратсало, недалеко от Ювяскюля, так называемый экспериментальный дом из различного типа кирпича, в котором отразились его формальные поиски решения разных архитектурных задач с помощью стандартных, но по сути своей эластичных элементов.

Отражением исключительно оригинального образа мышления служит архитектурная студия, построенная в 1955 году неподалеку от собственного дома в Мунккиниеме в Хельсинки. Автор называл ее мастерской нового типа. Корпуса здания окружают естественный амфитеатр - полукруглую ступенчатую раковину, образованную рельефом участка. Специфические свойства топографии оживили в фантазии архитектора некое подобие античного театра. Известны рисунки Аалто 1953 года театра в Дельфах, и проведение параллелей не представляется здесь надуманным. По внешнему контуру участка расположены два корпуса здания, чертежный зал и дугообразная в плане главная студия для индивидуальной работы мастера. Амфитеатр можно рассматривать как уютный дворик для чтения лекций, различных мероприятий и отдыха сотрудников в летнее время. Однако Аалто использует его и в зимний период: из ленточного окна главной студии, одна стена которой полукругом «обнимает» двор, хорошо видна находящаяся по другую сторону двора белая стена, остроумно использовавшаяся в качестве экрана для презентаций. В доме-студии ныне располагается музей и офис международного фонда Аалто, продолжающего существование по своему прямому назначению - реставрации объектов архитектора по всему миру.

Работы 1950-х годов завершаются постройкой церкви Трех Крестов (1955-1956) в Вуоксенниске, расположенной среди живописного ландшафта. Сложная пластика белых стен храма в сочетании с темной патиной медных кровель и вертикалью 34-метровой колокольни составляет основу композиции. Это здание дает полное представление о «насыщенности» формы у Аалто. Внешняя оболочка церкви воспринимается как материализованное интерьерное пространство, расчлененное на три части и трактованное почти со скульптурной свободой. Архитектор избрал эту форму, чтобы выразить религиозную идею триединства и стремления к совершенству. Но не в последнюю очередь и требования акустики, которые проверявшейся на специальной модели, и необходимость трансформации внутреннего пространства, разделяемого подвижными панелями на три части, оказали влияние на формирование сложно очерченного плана и запоминающегося облика строения наподобие морского моллюска или сердца человека. Многочисленные окна (более 100), значительно отличающиеся по форме и размерам, и разные дизайнерские находки в интерьере позволили добиться уникальной игры света и тени. На примере внутреннего убранства этой церкви Ю. Палласмаа доказывал, что религиозная красота и суть мира для Аалто заключались в самой природе, олицетворением которой для него был финский лес.

Аалто - автор немалого количества замечательных произведений церковного зодчества, кроме упомянутой церкви, наиболее известные из них находятся в приходских центрах в Сейняйоки (1963-1966), Вольфсбурге (1963), Риола ди Вергата, под Болоньей в Италии (1966, 1975-1980).

В представлении Аалто, архитектура - явление прежде всего социальное. Для финской архитектуры и общества самое большое значение имел вклад Аалто в стандартизацию строительства и социально ориентированное проектирование, имманентно присущее модернизму, актуальное и сегодня.
Мастер любил проектировать городские административные и культурные центры, подобные заказы поступали как из Финляндии, так и из-за границы, но осуществлены они были только в Сейняйоки (1951-1987), Алаярви (1965-1970) и Рованиеми (1961-1987).

Критическим переосмыслением опыта отцов финского функционализма отмечены 1960-е годы. Стереотипный модернизм уже в начале десятилетия стал вызывать ответную реакцию в виде экспрессивности, поэтому работы Аалто, продолжавшего развивать свой индивидуальный стиль, имели важное значение. В 1963 году он становится президентом Академии Финляндии и остается на этом посту до 1968 года.
В 1970-е годы Аалто по-прежнему оставался основным проводником финской архитектуры, в которой отсутствовали крайние проявления постмодернизма. Этот период отмечен двумя крупными работами: художественный музей в Олборге (Дания), где мастеру удалось реализовать принципы организации музейного пространства, вынашиваемые еще с проекта 1930-х годов для Таллина, и библиотека в Орегоне (США), завершившая серию библиотечных сооружений архитектора.

Творчество Аалто соединяло несоединимое: ярко выраженный индивидуализм и практицизм. Он стремился к простому, органичному, но в то же время комплексному, отвечающему целому спектру различных функциональных требований и условий решению проблем. Это решение всегда содержит в работах мастера нечто такое, что придает конкретному результату характер живого организма, выполняющего множество функций, но прежде всего представляющего собой единую жизнь. Перечисленное и определяет самые существенные черты архитектуры Аалто. Сам маэстро для обозначения новой архитектуры использовал словосочетание «новый реализм», трактующееся примерно так же, как «новый рационализм», «рационализм» или «функционализм», «неорационализм», «новая вещественность».

С юных лет Аалто уделял много времени живописи, скульптуре, дизайну, но воспринимал свои работы как средство совершенствования архитектурного мастерства, ставшего его главной, всепоглощающей целью. Тем не менее графика и живопись Аалто интересны с художественной точки зрения.

Аалто мало занимался теоретизированием, он стремился создавать произведения, говорящие сами за себя. Это отличало его от других пионеров модернизма, много энергии направлявших на полемику и борьбу с эклектической архитектурой. Однако свои принципы по общим вопросам мастер высказывал в статьях и выступлениях, более 40 из них переведены и опубликованы. Они являются частью творчества Аалто, в них - осмысление громадного профессионального опыта. Архитектор верил в способность художника интуитивно проникать в суть вещей. Лейтмотивом его статей стала мысль о необходимости гуманизации архитектуры в наступивший век глобальной машинизации. Первые статьи появились в конце 1920-х и носили острый публицистический характер. Автор пропагандирует принципы рационалистической архитектуры. В 1930-х, когда он начинает много строить, его волнуют вопросы массового жилища и стандартизация строительства. Несколько статей посвящено взаимодействию современной техники и архитектуры. Пребывание Аалто в США обратило его к мыслям о необходимости сближения архитектуры с потребностями человека. К 1940-м годам относится ряд статей по вопросам урбанистики, реконструкции городов, с которыми столкнулась послевоенная Европа. 1950-1960-ми годами датируются наиболее содержательные выступления Аалто в печати, в них нашли отражение раздумья мастера о смысле и назначении архитектуры.

Резюмируя свое исследование творчества Аалто, А. П. Гозак писал: «Постройки Аалто привлекают нас скорее своей реалистической основой, чем уникальностью или изысканностью форм. Своеобразие его профессионального языка включает сложность и одновременно простоту, ясность мысли и тонкость чувств. Немаловажная роль принадлежит здесь и самой интонации. Его сооружения - иногда грубоватые и тяже-ловесные, но всегда богатые чувствами - утверждают прекрасное без умышленного эстетизма, они вызывают у человека скорее доверие, чем восхищение или пафос… Свет и тепло, которые излучают работы финского мастера, то гуманное начало, которое заключено в его постройках, - это символ бытия, радостей и печалей человеческой жизни».

В конце 1950-х годов Алвар Аалто уже был известным архитектором и в стране, и в мире. Финские поклонники считали его великим человеком, стоящим в одном ряду с Яном Сибелиусом и Пааво Нурми, снискавшими мировую известность. Мастер, понимавший значение театра и мифов в человеческой жизни, и сам отчасти участвовал в создании собственного культа. Он был почетным доктором Принстонского университета США, политехнических институтов Хельсинки, Цюриха, Милана, Вены, Норвежского технологического института и Колумбийского университета (Нью-Йорк). Аалто награжден золотыми медалями Королевского института британских архитекторов и Американского института архитекторов.
К основным проектам Алвара Аалто, реализованным и нереализованным, можно отнести более 230, не считая его работ в области промышленного дизайна.

Финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто Хуго Хенрик (Куортане, 1898 – Хельсинки, 1976) в середине 1920-х годов пришел к рационализму, в духе которого развивал оригинальный опыт, вобравший знание традиционной сельской архитектуры Финляндии, став одним из главных представителей «органической» тенденции (здание газеты «Турун Саномат›› в Турку, 1927-1929; библиотека в Вийпури, 1927-1935; санаторий в Паймио, 1929-1933).

Финская сельская архитектура

Здание часто трактовалось Аалто как часть целостного ландшафта, чем определялось расположение построек по изгибам рельефа, с учетом особенностей местности и в согласовании с городскими и индустриальными центрами. Внутреннее пространство решается им в единстве с общим построением объемных масс и оформляется изогнутыми и нерегулярными стенами.

Если следовать хронологии, следует начать с дома Карпио (1923), проекта, воссоздающего традицию строительства жилища из дерева. Хотя проект не был реализован в полном объёме, в нём ярко проявились черты, характерные для почерка Аалто -терраса, возвышающаяся над пространством кладовой и обрезка вертикальной стены бокового фасада с целью согласования с существующей топографией места.

Следующим проектом Аалто стал дом Нуора (1923-1924) – реконструкция жилища с целью его приспособления под коммерческий объект. По идее архитектора, первый этаж был предназначен для размещения кафе и кондитерской, в то же время увеличена высота второго этажа с 3 небольшими комнатами, обеспеченными отдельным доступом через внешний деревянный коридор, который также использовался как балкон.

В середине 20-х Алвар Аалто спроектировал Рабочий дом (1924-1925), своё первое общественное здание, выполненное по влиянием традиций неоклассицизма и итальянской архитектуры, которые характеризовались чистотой линий, упрощённой системой украшения фасада, включение в систему декора дорических колонн на первом этаже и балюстрады у окна, расположенного над входом. В здании предусматривались помещения для театра, ресторана и кафе.

В интерьере обращают на себя внимание кривые линии стен, зонирующие пространство.

Алвар Аалто спроектировал комплекс зданий для университета Ювяскюля (1952-56), Педагогический институт (1952-54), студенческое общежитие (1952-54), Главный корпус (1954-56) и бассейн (1956). Комплекс был спроектирован в виде буквы U, с блоками, расположенными на склоне холма, окружённого просторным открытым пространством. Все сооружения были отражением “красного” периода в городской архитектуре – в фасадах зданий преобладали кирпич и дерево. Отделка внутренних помещений – отдельная тема для описания комплекса.

В главном корпусе особенно отчётливо просматривается гармоничное соединения интерьера с внешним пространством -панорамные окна, открывающие вид на окружающий пейзаж, безупречный вкус в богатой комбинации материалов (керамическая облицовка колонн и деревянные решётки по бокам лестницы).

В это же время Аалто спроектировал Музей центральной Финляндии (1956-61), который считается первым произведением его белого периода в городе, как характеристика фасадов в этой тональности.

Замечательным в этом здании является гибкая система иллюминации, включающая естественное освещение внутренних пространств, включение потолочных окон небольших слуховых окошек с механизмами открытия и закрытия, для регулирования интенсивности потока светового излучения.

Реализованные проекты

  • павильон Финляндии на Международной выставке в Нью-Йорке, 1939;
  • Общежитие Массачусетского технологического института в Кембридже, 1947-1948;
  • комплекс университета в Ювяскюля, 1952-1970,
  • муниципальный центр поселка Сяюнятсало, 1950-1952;
  • здание Дома культуры в Хельсинки, 1955-1958;
  • Оперный театр в Эссене, 1959;
  • Высшая политехническая школа в Отониеми, 1955-1964.

Формы плавных очертаний широко использовались Аалто и в проектах мебели (мебель для лагеря «Артек», в сотрудничестве с первой женой, Айно Аалто). По его проекту выстроен Дом Финляндии в Хельсинки и создан ряд градостроительных проектов.


Алвар Аалто

Алвар Аалто является ярчайшим представителем скандинавского направления стиля функционализм. Визитной карточкой архитектора стали удобные, эстетичные и функциональные здания, гармонично сочетающиеся с окружающим ландшафтом.

Алвар Аалто появился на свет 3 февраля 1898 года. В 1916 году Алвар поступает в Политехнический институт в Гельсингфорсе. Через два года он уходит солдатом на войну за независимость Финляндии. После войны он продолжает учебу, заканчивает институт и получает диплом архитектора.

В самом начале творческого пути Аалто искал новые конструктивные формы, отдавая предпочтение естественным материалам. В начале тридцатых годов архитектор переезжает в столицу, открывает фирму по выпуску предметов интерьера.

Здание газетной редакции в Турку

Первые здания были построены по проектам финского архитектора в Турку в конце двадцатых годов прошлого столетия. Постройки не отличались от иных массовых проектов — были спроектированы в форме параллелепипеда с ровными рядами окон.

Однако проект первого собственного дома, который был построен в 1934 в столице отличается наличием характерных признаков скандинавского направления функционального стиля.

Среди проектов Аалто наиболее интересными считаются следующие:

Дом культуры в Хельсинки, построенный в пятидесятые

Дом в Мунккиниеми

Дом в Мунккиниеми со стороны белой башни

Дом в Мунккиниеми, по соседству с Хельсинки, выполнял функцию студии и жилую одновременно. Между функциональными частями было четкое разграничение. Башня из белого кирпича была для работы, жилая часть располагалась на нижних этажах.

Дворец «Финляндия»

Дворец «Финляндия»

Дворец «Финляндия», являющийся наиболее известным проектом архитектора, образцом скандинавского функционализма. Это светлое строгое здание с мраморной отделкой с просторными залами.

Спроектированные в функциональном стиле здания являются яркими примерами конструкций для жизни. Они четко разделены на блоки, отвечающие конкретным функциональным задачам — работа, отдых и переходы. Скандинавский функционализм отличался тем, что всегда учитывал окружающие условия, кроме того эстетика занимала в проектировании не последнее место.

Аалто особое внимание уделял единству архитектуры и окружения здания. В проектах Алвара вы не найдете элементов декора. Если и есть какие-либо украшения, то на них возложена определенная функциональная нагрузка. В основном декоративными элементами служат технические детали такие как вентсистемы, оборудование для освещения.

Ярко выражен функционализм в проектах Аалто для постройки домов отдыха и больниц. Такие здания рассматривались архитектором как инструменты для отдыха и оздоровления.

Туберкулезный санаторий в Паймио в провинции Варсинайс-Суоми

Стоит отметить, что большое значение Аалто придавал комфортности внутренних помещений. Например система бестеневого освещения залов и библиотек. Разворачивая веером помещение к свету, архитектор компенсировал его недостаток в климате страны. Свет являлся фактором формообразования. Читальные залы, каталоги и абонементы не отгорожены друг от друга. Они образуют единое пространство, которое делится на зоны с помощью освещения. Залы выдачи и чтения книг спроектированы без окон — стены заняты книжными полками. В активе архитектора 10 неосуществленных и 12 осуществленных проектов библиотек.

Библиотека в Выборге

Интересен проект библиотеки г. Выборга. В данном проекте Аалто реализовал волнообразный поток пластин из дерева, который отличался уникальными акустическими характеристиками. Для того, чтобы книги освещались со всех сторон, Алвар сделал в библиотеке стеклянные стены и окна в потолке.

Скандинавский функциональный стиль Аалто был близок к органическому архитектурному стилю. Архитектор одновременно раскрывает свойства природных материалов и органично вписывает архитектуру в окружающую природу.

Излюбленная волнообразная форма используется Аалто повсеместно. Финскому архитектору принадлежит идея о том, что здание является продолжением пространства, а природа и архитектура являются единым целым. Его проектам характерно точное соответствие формы каждого строения его назначению, при этом здания органически сочетаются с ландшафтом.

Муниципальный центр Сяюнятсало

Творчество скандинавского архитектора отмечено созданием большого количества крупных проектов общественных зданий: это муниципальный центр Сяюнятсало, Управление пенсионного обеспечения, Дом культуры рабочих, дом северных стран в Рейкьявике. Среди культовых сооружений церковь Трех крестов в Вуоксенниска, приходские центры. Проектировал также промышленные сооружения, жилые дома и выставочные павильоны.

Церковь Трех крестов в Вуоксенниска

    Похожие записи

Специализированный музей дизайна и архитектуры отца северноевропейского модернизма Алвара Аалто в городе Ювяскюля – один из интереснейших музеев этого города. Чтобы познакомиться с работами этого великого архитектора и дизайнера, можно не только посетить музей, расположенный по адресу Alvar Aallon katu 7, но и совершить прогулку по Ювяскюля: более 20 зданий в этом городе построены по его проектам.

Посетить музей Алваро Аалто можно во время поездки в Финляндию. Многие уже проверили на себе тот факт, что Финляндия на выходные – идеальное место отдыха. Тем более, что добраться до самых красивых мест Финляндии, в том числе до Ювяскюля, можно всего за несколько часов на поезде, автобусе или автомобиле из Санкт-Петербурга, или даже на самолете из Хельсинки. Также до Ювяскюля можно доехать всего за 3 часа на скоростном поезде из Хельсинки или напрямую на автобусе из Санкт-Петербурга всего за 10 часов.

Основная экспозиция этого удивительного музея под названием «Алвар Аалто. Архитектор» познакомит с жизнью Алвара Хуго Хенрика Аалто, замечательного человека, талантливого архитектора и дизайнера, которая пришлась на нелегкое время борьбы Финляндии за независимость, а также Первую и Вторую мировые войны. Прожил архитектор 78 лет с 1898 до 1976 года. Алвар Аалто с детства полюбил природу, старался относиться к ней трепетно, так как вырос архитектор в окружении финской природы, в семье лесника. Дерево стало его любимым материалом для творчества.

Большая часть его творений воплощена в жизнь в Ювяскюля.В 1923 году Алвар Аалто, через 2 года после окончания университета, путешествия по Европе и участия в выставке в Тампере, открыл в Ювяскюля свою проектную мастерскую. Одной из его первых и самых ярких работ в стиле неоклассицизма стал Рабочий клуб в Ювяскюля, возведенный первые годы работы его творческой мастерской, в 1923-1925 годах.

В творчестве Алвара Аальто выделяют так называемые «красный» и «белый» периоды. Архитектор всегда искал возможность гармонизировать все элементы своих строений с природой, долго выбирал световое оформление интерьеров. Его здания «белого» периода считаются настоящим воплощением «духа Севера», а красные здания особенно эффектно смотрятся зимой, радостно и ярко наполняя собой пространство, в которое они всегда органично вписаны автором. Алвар Аалто работал также и в стиле фукционализма, проектируя общежития, «минимальное» жилье, также по его проектам в Ювяскюля построено больше десяти гостиниц, загородные коттеджи и кемпинги. Одним из самых необычных творения Алвара Аалто в Ювяскюля является спроектированная и построенная им совместно со своей женой дача - Экспериментальный дом в Мууратсало, куда три раза в неделю можно попасть с экскурсией, по предварительной записи.

Здания, спроектированные Алваром Аальто вы можете встретить в Хельсинки, в Выборге, в США. Одним из самых известных его творений стал белоснежный дворец «Финляндия» в Хельсинки, по форме схожий с роялем.

Увидеть со стороны творения Алвара Аальто мало, ведь архитектор проектировал здания полностью: и снаружи и изнутри, все до мелочей, включая светильники, мебель, вазы и пепельницы. Производство осветительных приборов Алвара Аальто работает и сейчас, а фильм об этом производстве можно увидеть в кинозале музея.

Кроме постоянной экспозиции, в музее всегда можно ознакомиться с работами других дизайнеров на временных экспозициях, событиями современного мира дизайна и архитектуры. Экскурсии по музею проводятся не только на финском, но и русском, испанском и английском языках, по пожеланию группы. Кроме экскурсии по музею, можно всегда заказать экскурсию на другие Аалто-объекты.

Время работы музея: с 11 до 18 часов в будние дни.

Хельсинки: «Дом и ателье Алвара Аалто»


К северо-западу от центра финской столицы находится район Мунккиниеми / Munkkiniemi, вошедший в состав Большого Хельсинки в начале 20-го века. В 1914-м году из центра Хельсинки в Мунккиниеми была проложена трамвайная линия, но строительство на новых городских территориях надолго остановила война и последовавшие за ней события. Освоение района продолжилось лишь во второй половине 1920-х.


В 1935-м году Алвар Аалто, переехавший двумя годами раньше в столицу из Турку, купил для своей семьи в Мунккиниеми участок земли для постройки собственного дома. Ровно через год после покупки земли дом уже был полностью готов для проживания, и Алвар Аалто с женой, дочерью и сыном переехал из съёмной квартиры в свой собственный дом.



Первоначально архитектор планировал выстроить здесь только жилой дом, но очень скоро Аалто пришёл к решению совместить семейное жилище и своё бюро, при этом чётко разделив рабочее и приватное пространства.


Двухэтажный дом имеет форму латинской буквы «L».




При этом в более коротком «основании» буквы расположен офис, а длинную верхнюю часть занимает собственно жилая квартира.




Внешние стены дома представляют собой комбинацию из грубо оштукатеренного, выкрашенного в белый цвет кирпича и очень тёмного дерева.




Главный вход в дом ведёт непосредственно с улицы. При этом на открытом уличном фасаде находятся всего два окна: одно - лестничное, второе - комнаты секретарши.




Частная территория закрыта от глаз прохожих глухим кирпичным забором.




В этот глухой двор в сторону улицы выходит только окно кухни.




Дом с трёх сторон окружён небольшим садом, и сад по максимуму связан со всеми помещениями дома.




Сам дом стоит на вершине холма, под которым находится большое спортивное поле, обустроенное ещё в начале 20-го века для находившейся по соседству кадетской школы. Придомовый сад семьи Аалто имеет два уровня.




На верхнем уровне обустроено небольшое патио, на которое можно выйти непосредственно из комнат первого этажа.




Сбоку от патио находится крытая лоджия. На втором этаже дома есть ещё и большая открытая терраса.




В доме имеется сразу несколько входов: главный, несколько выходов непосредственно в сад и отдельная дверь для прислуги, устроенная не по причине снобизма хозяев, а исключительно ради заботы о соблюдении приватности жизни прислуги.


За главной входной дверью находится прихожая, из которой дверь справа вела в кабинет секретарши (сейчас там касса музея). Из секретарского кабинета сотрудники бюро, а их в разное время было от 10 до 20 человек, попадали непосредственно на свои рабочие места.




Большое и светлое помещение ателье занимает в высоту два этажа.




Рабочие места сотрудников освещаются большим окном, поднятым на верхний уровень.




Для себя маэстро обустроил уголок, освещённый двумя окнами, выходящими в сад.




Ателье обогревалось большим камином, перед которым стоит спроектированный Аалто диван.




Короткая лесенка слева от камина ведёт в маленькую комнатку, служившую библиотекой.



Ещё одна лестница ведёт на галерею, по которой можно пройти на открытую верхнюю террасу, а через неё попасть на второй этаж жилой части дома.




Третья узенькая лестница в углу ателье ведёт вниз, в находящуюся в цоколе здания сауну.


Широкая сдвижная деревянная перегородка отделяет рабочее ателье от гостиной семьи Аалто.




Попасть в гостиную можно и из прихожей.




Огромные панорамные окна комнаты обращены в сад. На этой же стене есть дверь, ведущая в прилегающее к дому патио.


Противоположная от окна стена выложена крашеным белой краской кирпичом. Да, оказывается, и модные кирпичные стены, и сдвижные перегородки, впрочем, как и многое другое, придумали уже задолго до нас.



Алвар Аалто во всех своих постройках, начиная от частных жилых домов и заканчивая огромными общественными зданиями, всегда выступал не только как архитектор, но и как дизайнер интерьеров. Он сам придумывал мебель, светильники, сантехнику. Изготовлялись все предметы интерьера на созданной Аалто фабрике «Артек», кстати, существующей и поныне.






При этом работы Аалто никогда не были просто бестолковыми арт-объектами, ему всегда удавалось совместить эстетику, функционал и комфорт.






Постоянным партнёром по дизайну была его первая жена, тоже архитектор по профессии, Айно Аалто. Её главным увлечением было стекло. Айно умерла в 1949-м году в возрасте 55 лет, а созданные ею вазы и стаканы стали классикой дизайна и до сих пор выглядят актуально и стильно.


Естественно, в собственном доме Айно и Алвар по максимуму использовали свои собственные творения.






Сейчас очень многие предметы мебели и светильники активно копирует небезызвестный шведский концерн, но вот только качеством материалов и исполнением ему до подлинников, увы, как до Луны.




Стены гостиной украшают полотна, подаренные Аалто его друзьями-художниками.


Гостиная плавно переходит в небольшую столовую, центральное место в которой занимает стол.



Вокруг стола стоят старые итальянские стулья, которые Айно и Алвар купили в Венеции во время свадебного путешествия.




Эти стулья и рояль в гостиной, пожалуй, единственные предметы, созданные не самими хозяевами дома.


Одну стену столовой занимает большое окно, обращённое в сторону сада.




А вот противоположную стену заменяет хитроумной конструкции двусторонний буфет, в полки и ящики которого можно залезть и со стороны столовой, и со стороны кухни. Кроме того, в буфете есть сдвижная перегородка, закрывающая или открывающая сквозное окошко.




Дверь рядом с буфетом выходит в узкий коридорчик, который ведёт из прихожей в хозяйственную часть дома. По другую от столовой сторону коридорчика расположена кухня, а за ней две комнаты для прислуги.




Узкая лестница ведёт из прихожей на второй этаж.



Лестница приводит в проходное помещение, служившее семье исключительно приватной общей комнатой.



Общая комната второго этажа не имеет входной двери и представляет собой просто открытое пространство.




В этой комнате члены семьи любили читать, дети здесь часто делали домашние задания.




Всю внешнюю стену занимает большое окно. В правой стене находится дверь, ведущая на террасу второго этажа.



Напомним, что на эту же террасу можно попасть с галереи ателье.






В стене слева находятся две двери, ведущие в комнаты дочери и сына. Изначально это была одна большая детская, но когда дети немного подросли, родители решили обеспечить каждого из детей личным пространством.




Левая половина бывшей детской была оборудована в комнату дочери.




Правая половина досталась сыну.












В углу этой же левой стены расположен вход в спальню супругов.







К спальне примыкает небольшая гардеробная.



Справа от лестницы, тоже в углу, находится вход в гостевую комнату.








Мы уже говорили, что общая комната второго этажа представляет собой открытое пространство. Лишь камин и экран из деревянных планок отделяет комнату от узкого прохода, в котором расположены две двери, ведущие в ванную и туалет.




Ванная комната оборудована ванной, двумя раковинами и биде.




Кстати, форму раковин Алвар Аалто разработал сам несколькими годами раньше для построенного им санатория в Паймио. Благодаря такой непривычной, по крайней мере, в то время, форме льющаяся вода не создаёт шума.





Алвар Аалто прожил в созданном им самим доме 40 лет вплоть до своей смерти в 1976-м году. В этом доме выросли его дети, сюда через три года после смерти жены Айно он привёл свою вторую жену Элиссу, которая, кстати, тоже была архитектором.


Видимо Аалто был полностью доволен «своей крепостью», так как ни о каком новом жилище он не помышлял, да и в этом доме никаких существенных перестроек не затевал. Его дом и на самом деле получился удобным, функциональным и, несмотря на минималистичные интерьеры, а может как раз благодаря им, производит впечатление уютного семейного дома.


Алвар Аалто умер в 1976-м году. До 1994-го года в доме продолжала проживать его вторая жена Элисса Аалто. После её смерти дом стал собственностью Фонда Аалто. В начале 2000-х в здании провели капитальный ремонт, и в 2002-м году в бывшем доме именитого финского архитектора открыли мемориальный Дом-музей.


Музей расположен по адресу Riihitie 20. Добраться до музея от Сенатской площади можно за 20 минут на трамвае номер 4.

Похожие статьи

  • Капернаум – город, излюбленный Христом Посещение Национального парка

    Вконтакте Капернаум - древний город, располагавшийся на северо-западном побережье в 5 км к северо-западу от Табхи.Упоминается в Новом Завете как родной город апостолов Петра, Андрея, Иоанна и Иакова. NicFer , GNU 1.2 В Капернауме в...

  • Необитаемый остров Кекова — древний затонувший город в Турции

    Остров Кекова на данный момент считается одной из наиболее популярных . Сюда ежегодно съезжаются туристы со всего мира не только для того, чтобы насладиться красотой здешней природы, но также и чтобы лучше ознакомиться с историей Древнего...

  • Турция: Подземный город Деринкую Такси и трансферы

    Для полноты картины в Каппадокии после прогулок по долинам надо посетите подземный город Деринкую. В Каппадокии известно около двух сотен подземных городов, но самый большой – Деринкую. За ним идет Каймаклы, который находится в десяти...

  • Кто и почему скрывает истинную дату катастрофы?

    Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное,...

  • Помпеи – город погребенный заживо

    Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим...

  • Самые богатые шейхи Востока 

    В арабском языке термин шейх означает родовитого взрослого мужчину, который имеет огромное состояние и пользуется большим уважением в обществе среди верующих. Только самые почитаемые и уважаемые мусульмане могут заработать это почетного...